Развитие китайского профессионального образования создает новые возможности для стран – участниц инициативы «Один пояс и один путь».
С 20 по 22 ноября в китайском городе Тяньцзинь проходит Всемирная конференция по вопросам профессионально-технического образования. На ее открытии состоялась церемония основания Международного альянса по развитию профессионального и технического образования. Это первая, возглавляемая Китаем, всемирная организация по сотрудничеству в области профессионального образования.
89 учреждений, включая университеты, профессионально-технические училища, промышленные предприятия и образовательные организации из 43 стран и регионов на пяти континентах, присоединятся к альянсу в качестве первого состава, в том числе 64 учебных заведения и 12 предприятий, 13 отраслевых ассоциаций и образовательных организаций. Более двух третей членов альянса являются зарубежными учреждениями профессионального образования, в этом и проявляется его глобальный характер. Почти половина участников – из развитых стран Европы и США, а другая половина – из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Целью альянса является создание самой масштабной, наиболее сбалансированной, представительной и открытой международной платформы профессионального образования. Также важным является содействие взаимному обучению, взаимосвязанности и взаимовыгодному сотрудничеству. Альянс будет способствовать продвижению инновационного развития в области профессионально-технического образования, повышению качества и адаптируемости обучения, созданию более эффективной модели развития и поддержки человеческих ресурсов для экономического и социального развития стран. Подобная организация поддерживает реализацию целей устойчивого развития 2030 года ООН.
В Китае есть пословица «Триста шестьдесят профессий, в каждой можно стать мастером», смысл которой в том, что, прилагая усилия, можно добиться успеха в любом деле. Традиционное представление «навыки менее важны, чем диплом» постепенно ломается. Современное общество уделяет больше внимания практическим навыкам и профессиональным качествам. В последние годы более 70% новых рабочих, непосредственно участвующих в производстве и современных индустриальных отраслях, а также в сфере услуг, пришли из профессиональных учебных заведений. Можно сказать, что в Китае профессиональные учебные заведения стали главным полем воспитания великих народных мастеров и высококвалифицированных талантов.
От внедрения зарубежных технологий для создания Фуцзяньской школы политики и судоходства в 1866 году и до открытия первой зарубежной Мастерской Лу Баня в Таиланде в 2016 году и создания Камбоджийско-китайского университета технологий и наук в Пномпене в 2023 году, Китай внес большой вклад в область профессионального образования, укрепляя международное сотрудничество.
Страна совместно создавала образовательные платформы и учебные заведения, организовывала обмены студентами и проведение курсов технического обучения. В настоящее время более 200 профессиональных учебных заведений из 27 провинций Китая создали около 400 образовательных учреждений и проектов в более чем 70 странах (регионах), из которых известными стали Мастерская Лу Баня, Центр китайского языка и профессиональных навыков, Колледж Шелкового пути и др.
В настоящее время более 30 проектов Мастерской Лу Баня было реализовано в Азии, Европе и Африке. Например, в феврале этого года в России была открыта Мастерская Лу Баня, реализованная совместно Хэйлунцзянским сельскохозяйственно-инженерным профессиональным колледжем и Уссурийским агропромышленным колледжем. В ней обучают студентов в области сельского хозяйства и агротехнологий. В декабре прошлого года была открыта Мастерская Лу Баня в Казахстане, реализованная Тяньцзиньским профессиональным университетом и Восточно-Казахстанским техническим университетом. В ней обучают студентов транспортных специальностей.
В первый год второго десятилетия совместного строительства «Одного пояса и одного пути» профессиональное образование стран-участниц сталкивается с новыми возможностями и вызовами. С января по июль нынешнего года общая контрактная сумма новых проектов, подписанных китайскими предприятиями в странах-участницах, достигла 782,82 миллиарда юаней (свыше 108 миллиардов долларов).
Китайские предприятия выходят за рубеж, где им требуются не только технологии, капитал и поддержка рынка, но и высококвалифицированные кадры. Одной из главных задач китайского профессионального образования является подготовка технических талантов, владеющих языками и профессиональными навыками, а также знающих о политике, экономике, культуре и традициях стран вдоль «Одного пояса и одного пути».
С развитием нового витка научно-технической революции и промышленных преобразований цифровая трансформация профессионального образования – это глобальный процесс, который выдвинул новые требования к целям подготовки кадров, форме организации обучения, модели управления образованием и образовательной среде. Сообщество профессионального образования должно активно исследовать возможные пути цифровой трансформации и внести свой вклад в развитие профессионального образования стран-участниц «Одного пояса и одного пути».
Ли ЧЖЭЯ