Потребительский бум, стремительной волной пронесшийся в дни празднования Нового года по лунному календарю, не только продемонстрировал устойчивость и жизнеспособность экономики Китая, но и выявил потенциал сотрудничества международного масштаба.
В теплый полдень первого дня китайского Праздника весны очередь из нескольких десятков человек, среди которых заметно выделялись китайские туристы, выстроилась вокруг небольшого киоска с мороженым «Uncle Chieng» на одной из улиц в Сингапуре.
«В последнее время более половины покупателей были туристами из Китая. В дни проведения Праздника весны я продаю примерно на 20 процентов больше мороженого каждый день, чем обычно», – с улыбкой рассказал Чиенг Пуай Чуй, владелец киоска, который стал одной из обязательных к посещению точек общепита для китайских гостей.
Этот сюжет – лишь один эпизод из яркого калейдоскопа празднований Весеннего фестиваля, охвативших не только Поднебесную, но и множество других стран по всему миру. Кстати говоря, это первый Новый год по лунному календарю, когда он занял полноправное место в Списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Фестиваль, который в этом году пришелся на 29 января, и сопровождавшие его недельные общенациональные празднования, приуроченные к этой дате, не только спровоцировали всплеск внутреннего потребления, но и создали внушительные возможности для международного бизнеса, ведь китайские потребители активно осваивают как товары со всего мира, так и особенности других культур.
Звездный час для предпринимателей
Весенний фестиваль, время воссоединения семьи и красочных праздничных мероприятий, вызвал растущий интерес к новогодним товарам из-за рубежа среди китайских потребителей. От французского вина до чилийской вишни, деликатесы со всех уголков мира стали неотъемлемыми элементами списка покупок на китайский Новый год.
К примеру, французский регион Окситания, известный своими винодельнями, активно продвигает свою продукцию в Китае через такие платформы, как China International Import Expo и инициативу «От французских ферм к китайским столам». Для французских производителей вина Весенний фестиваль – одна из лучших возможностей для дальнейшего продвижения своей продукции.
«В преддверии китайского Нового года мы организовали различные мероприятия, чтобы поддержать производителей вина из региона Окситания и импортеров в распространении их продукции, чтобы она была доступна во время Праздника весны», – поделилась Катрин Машабер, международный директор по продуктам питания и вину Агентства экономического развития региона Окситания.
«К Году Змеи дистрибьюторы подготовили множество подарочных коробок со специально разработанным дизайном на «змеиную» тему с целью продвижения вин», – рассказала Машабер, добавив, что Окситания всегда поддерживала тесные связи с Китаем и в полной мере осознает важность китайского рынка для предпринимателей из Франции.
Тем временем французский кондитерский гигант Andros сумел извлечь выгоду из праздничного сезона, выпустив специальные подарочные наборы и организовав дегустации своей сладкой продукции в магазинах. «Как мы ожидаем, наши продажи во время Весеннего фестиваля этого года удвоятся по сравнению с предыдущими сезонами и непременно установят новый рекорд», – убежден Максенс Цзэн, генеральный менеджер Andros China.
Вот и чилийская вишня, имеющая привлекательный ярко-красный цвет и символизирующая процветание в китайской культуре, также удостоилась звания одного из фаворитов среди китайских покупателей.
«Китай является очень важным рынком для свежей чилийской вишни не только потому, что на него приходится более 90 процентов всего экспорта, но и из-за дружеских отношений, которые сложились между нашей вишневой культурой и народом Китая», — отметила Клаудия Солер, исполнительный директор Чилийского комитета по экспорту вишни.
С ее словами согласны и представители Garces Fruit, крупнейшей чилийской компании – экспортера вишни, которая на протяжении многих лет активно расширяет свое присутствие в Китае. «Китайский рынок имеет основополагающее значение для торговли чилийской черешней, – уверен Эрнан Гарсес Газмури, менеджер по экспорту Garces Fruit. – Это яркий пример взаимовыгодного сотрудничества, что создает большое число рабочих мест – от сбора урожая, упаковки и т.д. Вся эта позитивная динамика создается благодаря китайскому рынку. Проще говоря, эта отрасль не существует без Китая».
«Мы хотим продолжать исследовать рынок, развивать электронную коммерцию и продвигать наш бренд Garces Fruit. Я думаю, что предстоит еще многое сделать», – добавил бизнесмен.
Вместе с тем Эрве Ланоэ, генеральный директор французской молочной компании Fit Group, отметил, что китайские потребители все больше отдают приоритет качеству и здоровью. «Масло с защищенным обозначением происхождения высоко ценится нашим китайским клиентом», – сказал он, пояснив, что компания постарается воспользоваться этой возможностью.
В поисках новых впечатлений
Весенний фестиваль – это не только бесконечный шопинг и застолья, но и время путешествий и культурных открытий. Благодаря длительным отпускам и каникулам, а также политике безвизового режима китайские туристы устремились в зарубежные страны. Иностранные же гости, в свою очередь, прибывали в Китай, чтобы самолично принять участие в знаменитом на весь мир великолепном Празднике встречи весны, известном как китайский Новый год.
Судя по всему, китайских туристов дальность перелетов отнюдь не смущала. Так, гости из Поднебесной были обнаружены даже на нетронутых пляжах танзанийского Занзибара, где они с восторгом осматривали окружающие их природные красоты. «Мы можем стать свидетелями Великой миграции в Серенгети, лазурных вод Индийского океана и даже заснеженных вершин горы Килиманджаро», – с волнением делились они своими впечатлениями.
Тем временем в Малайзии международный аэропорт Куала-Лумпур в дни праздника был переполнен. Это китайские туристы направлялись в Малайзию за тропическими впечатлениями, в обратном же направлении малазийские путешественники отправлялись на поиски зимних приключений в Китай. Многие из них планировали посетить Харбин, подняться на гору Чанбайшань и попробовать традиционные северо-восточные блюда, такие как Го Бао Роу (хрустящая свинина в кисло-сладком соусе). Что им с успехом и удалось.
Отметим, что по данным Национальной иммиграционной администрации КНР, в Китае было зарегистрировано 14,37 млн трансграничных поездок в период праздничных дней, что на 6,3% больше, чем годом ранее. Около 1 млн из этих поездок совершили иностранные граждане, что на 22,9% больше по сравнению с прошлым сезоном.
Между тем Праздник весны 2025 года, без сомнений, ознаменовал новую веху для переживающей сегодня свой расцвет киноиндустрии Китая: по данным Управления кинематографии Китая, кассовые сборы в период с 28 января по 4 февраля выросли до беспрецедентных 9,51 млрд юаней (примерно 1,33 млрд долларов).
В течение праздничной недели кинотеатры посетило 187 миллионов зрителей, что стало новым рекордом как по кассовым сборам, так и по посещаемости.
Триумфатором тут, бесспорно, стал вышедший в прокат 29 января, в первый день Нового года по лунному календарю, китайский анимационный блокбастер «Нэчжа 2». Он побил несколько рекордов кассовых сборов, став первым фильмом, который преодолел отметку в 1 миллиард долларов на одном рынке, и первым не голливудским фильмом, вошедшим в желанный клуб миллиардеров.
… Новогодние мероприятия в Китае продолжаются, однако можно уже с уверенностью констатировать – Праздник весны 2025 года удался на славу и, возможно, по его итогам не устоит еще множество прежних рекордов.