Мы с вами не знакомы. Я пишу эти строки в Пекине, а вы, быть может, читаете их, наслаждаясь июнем где-то в Центральной Азии. Между нами тысячи километров, но на самом деле мы куда ближе друг к другу, чем кажется на первый взгляд.
Позвольте начать с простого примера. Вчера на ужин у меня была жареная курица с овощами и рисом, которая я приготовила на газовой плите. Вполне вероятно, что газ пришел ко мне с тех же месторождений Центральной Азии, с которых поступает к вам на кухню.
Он идет по магистральному трубопроводу «Китай - Центральная Азия», запущенному в 2009 году при участии лидеров Китая, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Трубопровод начинается на границе Туркменистана и Узбекистана и проходит через центральные районы Узбекистана и южные области Казахстана дальше на восток. Газ с четырех месторождений преодолевает пустыни, степи и горы, пока не достигает Хоргоса в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, где поступает в китайскую газотранспортную систему.
Этот газопровод - один из самых протяженных в мире. Он является флагманским проектом в рамках инициативы «Пояс и путь». За 16 лет эксплуатации по нему было поставлено более 500 млрд кубометров природного газа. Пока вы моргаете, через границу проходит 300 кубометров - достаточный объем для семьи из трех человек на целый год.
После компримирования на станции в Хоргосе природный газ поступает в магистральный трубопровод «Запад - Восток» и распределяется по 27 провинциям и регионам Китая, включая специальный административный район Сянган. Он поступает на две трети территории страны и обеспечивает энергией около 500 млн человек.
Газ из Туркменистана, пройдя почти 7 тыс. километров, приходит на крупнейшую ТЭС Сянгана, где используется вместо угля. Полученное электричество обеспечивает нужды четверти жителей мегаполиса.
Для Китая использование газа - шаг к переходу на более чистые источники энергии, стабильному энергоснабжению в зимний период и борьбе за чистое небо. А страны ЦА получают возможность эффективно использовать природные ресурсы, выйти на крупный рынок и создать рабочие места.
В 2023 году на первом саммите «Китай - Центральная Азия» Пекин предложил ускорить строительство четвертой нитки трубопровода и расширить энергетическое партнерство, включая рост торговли нефтью и газом и углубление сотрудничества на всех этапах энергетического цикла. Все это дает мощный импульс развитию по всей трассе трубопровода и ощутимые выгоды людям.
Но объединяет нас не только газ. Овощи и фрукты часто поступают к нам с одних и тех же полей и садов. Речь идет не только о летних поставках фруктов из Центральной Азии в Китай, но и о зимнем экспорте китайских яблок, груш и мандаринов в обратном направлении.
Каждый день из Китая в Казахстан, Узбекистан и другие страны отправляются фуры с фруктами и овощами. Благодаря «зеленому коридору», созданному Китаем и Казахстаном, оформление таких грузов занимает не более часа, и свежие фрукты быстро поступают на полки супермаркетов в Алматы.
Это лишь один из многочисленных примеров расширяющейся взаимной торговли, которая стала возможной благодаря все более плотной логистической сети и постоянно улучшающимся условиям перевозок.
Грузовые поезда Китай - Центральная Азия ходят строго по расписанию. Они идут не только с пограничной станции Хоргос, но и из Пекина, Тяньцзиня, Сианя, Чунцина, Ланьчжоу и Уханя, охватывая восточные, центральные и западные регионы Китая и достигая все большего числа городов и людей в Центральной Азии.
Вдоль железных дорог формируется настоящая «золотая артерия» двусторонних торговых потоков, также задействующая такие ключевые узлы, как Китайско-казахстанская логистическая база в Ляньюньгане и Китайско-казахстанский контейнерный терминал. С открытием каждого нового маршрута мы становимся чуточку ближе, а общего между нами -- чуточку больше.
В страны ЦА следуют грузы, необходимые для строительства дорог, оснащения школ и повседневной жизни: картон, химическая продукция, автозапчасти, оптоэлектроника. А в КНР поступает, например, высококачественная казахстанская мука. Из нее делают любимую в Китае ароматную и вкусную лапшу в лучших традициях местной кухни.
Интересно, что эта мука выращивается и перерабатывается по заказу китайских компаний. Совместные проекты развиваются по модели, проверенной в Китае: с передачей опыта в развитии агропромышленного комплекса.
В странах ЦА при поддержке китайских вузов, в частности Северо-Западного университета сельского и лесного хозяйства, открываются пилотные агропарки, создающие новые возможности для местных фермеров.
В рамках саммита 2023 года Китай предложил расширить «зеленые коридоры» для сельхозпродукции и увеличить ее ассортимент. Это придает дополнительную динамику взаимовыгодному сотрудничеству в аграрной сфере.
Возможно, вы когда-нибудь ездили на электромобиле BYD. А знаете ли вы, что он мог быть произведен не в Китае, а в Центральной Азии? В июне 2024 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетил Джизакскую область, где познакомился с работой совместного предприятия BYD Uzbekistan Factory. Уже тогда на заводе вышла первая партия гибридных внедорожников Song Plus DM-i.
Локализация производства электромобилей - важный шаг на пути к экологизации транспорта в регионе. И это тоже часть нашей общей повестки. Сотрудничество КНР и стран Центральной Азии ориентировано на экологическую эффективность: модернизация энергетики и развитие ее зеленых секторов, водосберегающие технологии в сельском хозяйстве, преодоление последствий усыхания Аральского моря и охрана природы.
Может быть, нас лечили одни и те же врачи. За последние годы десятки больниц Китая и ЦА стали партнерами. Открылись офтальмологические, диагностические и реабилитационные центры. Китайские медики ездят в сельские районы центральноазиатских государств, а местные врачи проходят стажировки в КНР.
А может, мы бывали в одних и тех же музеях, читали одни и те же книги. Сотни ученых и специалистов из Китая и ЦА - археологи, историки, реставраторы - вместе исследуют памятники, восстанавливают мечети, крепости и древние стены на Великом шелковом пути.
Возможно, мы даже учились в одном университете. Все больше студентов из Центральной Азии учатся в Китае, а многие китайские студенты выбирают Ташкент, Астану и Бишкек для продолжения учебы. Открываются филиалы китайских университетов, создаются совместные институты, действуют платформы образовательного обмена. Молодые люди изучают энергетику, экологию, востоковедение и другие специальности. Завтра они будут создавать новые связи между нашими странами.
Именно такие ежедневные и жизненно важные связи между людьми послужили основой дружбы, которая передается из поколения в поколение. Они и есть движущая сила взаимовыгодного сотрудничества. И самое главное, наши лидеры часто встречаются, в частности на предстоящем саммите «Китай – Центральная Азия», и обсуждают благо каждого из нас и общее будущее.
Будьте уверены, новые формы, сферы и результаты наших с вами связей непременно появятся.
Хоу Юэ, корреспондент агентства Синьхуа