В последние годы во всем мире наблюдаются рекордные превышения среднегодовой температуры, что ясно дает понять, что глобальное потепление – это не просто отдаленное предупреждение, а суровая реальность. Вместе с тем Китай, с его твердой приверженностью и выдающимся прогрессом в зеленом развитии, стал лидером в глобальном переходе на возобновляемые источники энергии, служа проблеском надежды в борьбе с изменением климата.
В этой статье мы рассмотрим, каких результатов удалось достичь Китаю на данный момент и что это может означать для других государств мира.
Еще зеленее
В настоящее время Китай предпринимает конкретные шаги для достижения своего обязательства по достижению пика выбросов углерода до 2030 года и достижению углеродной нейтральности до 2060 года.
Согласно статистическим данным, представленным Китаем в секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата, выбросы углекислого газа в Китае на единицу ВВП сократились на 50,9 процента в 2021 году по сравнению с 2005 годом, базовым годом для расчета вклада страны в борьбу с изменением климата.
Страна в буквальном смысле становится зеленее. Лесной покров Китая достиг 25 процентов к 2023 году, а запасы леса превысили 20 миллиардов кубических метров. Годовая способность поглощения углерода лесами и пастбищами Китая превысила 1,2 миллиарда тонн эквивалента углекислого газа, что является первым показателем в мире.
Тем временем внедрение возобновляемой энергетики в Китае продолжает устанавливать новые рекорды: за первые три квартала 2024 года было установлено более 200 миллионов киловатт новых мощностей для производства электроэнергии из возобновляемых источников, что составляет более 80 процентов от общей новой установленной мощности. В 2023 году на Китай пришлось 60 процентов дополнительных новых мощностей возобновляемых источников.
Согласно официальному документу под названием «Энергетический переход Китая», опубликованному в прошлом году, доля электроэнергии, произведенной из экологически чистых источников, в общем объеме выработки электроэнергии в стране в 2023 году составила 39,7 процента, что примерно на 15 процентных пунктов больше, чем в 2013 году.
КНР также является лидером по снижению энергоемкости: с 2012 года показатель снизился на 26 процентов. Производство и продажи автомобилей на новых источниках энергии в стране занимают лидирующие позиции в мире уже 10 лет подряд.
По мнению Наинга Све У, старшего члена консультативного совета Института стратегических и международных исследований Мьянмы, достижения Китая в области зеленого развития отражают его твердую приверженность достижению баланса между экономическим развитием и экологической устойчивостью.
«Благодаря амбициозным целям углеродной нейтральности, корректировке структуры энергетики и усилиям по промышленной декарбонизации Китай добился значительного прогресса в переходе к более устойчивой экономике», – отметил эксперт.
К глобальной эко-цивилизации
Добившись несомненных успехов внутри страны, Китай спешит на помощь и другим странам в достижении зеленого роста и укреплении их потенциала адаптации к изменению климата.
На протяжении многих лет Китай содействует строительству проектов в области чистой энергетики и защиты окружающей среды в развивающихся странах.
Например, в рамках проекта передачи технологий возобновляемой энергии Китай-Эфиопия-Шри-Ланка было установлено 11 решений в области зеленой энергетики, охватывающих 12 малых и средних демонстрационных площадок и приносящих пользу более чем 50 000 человек в пяти провинциях Шри-Ланки и четырех регионах Эфиопии. Ожидается, что они будут генерировать не менее 70 000 кВт·ч энергии, что позволит ежегодно экономить около 157 000 тонн выбросов парниковых газов.
Помимо этого, станции чистой энергии с китайскими инвестициями заработали и в других странах – от Казахстана до Мали. Так, ветряная электростанция Жанатас в Казахстане ежегодно вырабатывает 350 миллионов кВт·ч чистой электроэнергии, что эквивалентно экономии 109 500 тонн условного угля и сокращению выбросов углерода на 289 000 тонн в год.
Гидроэлектростанция Гуина в Мали преобразила энергетический ландшафт Западной Африки с момента ее запуска в 2022 году. Гидроэлектростанция, вырабатывающая 687 миллионов кВтч в год, обеспечивает электроэнергией 1 миллион жителей Мали, Сенегала и Мавритании, заменяя 240 000 тонн угля и сокращая выбросы углерода на 630 000 тонн в год.
Кенийский экономист Джеймс Шиквати отметил, что опыт Китая в области зеленого и устойчивого развития дает необходимый багаж знаний для Кении и других стран Африканского континента. «Если Китай сможет производить больше зеленой продукции в Африке, это будет значительным преимуществом для региона», – сказал он.
Обладая крупнейшей и наиболее полной в мире промышленной цепочкой новой энергии, Китай располагает 70% фотоэлектрических компонентов и 60% ветроэнергетического оборудования во всем мире. Только в 2023 году экспорт ветро- и фотоэлектрических продуктов страны помог сократить выбросы углерода на 810 миллионов тонн в странах-получателях.
«Решение проблем Китая также помогает решать проблемы многих других стран», – убежден Хо И Хор, главный экономист Управления макроэкономических исследований АСЕАН+3.
«Если страна обладает эффективными и недорогими зелеными технологиями, привержена глобальной экологической цивилизации, практикует свободную торговлю и готова делиться своими зелеными технологиями, то она может сыграть ключевую роль в формировании постмодернистской, экологической глобальной цивилизации, – отмечает Филип Клейтон, президент Института экологической цивилизации США. – Китай может сыграть и играет эту решающую роль».
Глобальная трансформация
Независимо от того, как будет развиваться международная обстановка, решимость и действия Китая по активному реагированию на изменение климата никогда не изменятся.
Государство является одним из первых участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата и одним из первых подписавших и ратифицировавших Парижское соглашение об изменении климата.
С 2016 по 2023 год Китай оказал поддержку другим развивающимся странам, предоставив около 24,5 млрд долларов в виде финансирования мер по борьбе с изменением климата.
На протяжении многих лет Китай активно продвигал справедливую и равноправную систему глобального управления климатом. В рамках инициативы «Один пояс и один путь» (BRI) Китай подписал меморандум о взаимопонимании (МоВ) с Программой ООН по окружающей среде о создании зеленого пояса и пути на 2017-2022 годы, запустил Инициативу партнерства по зеленому развитию в рамках инициативы «Один пояс и один путь» совместно с 31 страной и сформировал Международную коалицию по зеленому развитию в рамках данной инициативы с более чем 150 партнерами из более чем 40 стран.
«Благодаря таким инициативам, как BRI, Китай помогает другим развивающимся странам внедрять зеленые технологии, к примеру, солнечные электростанции и инфраструктуру ветроэнергетики. Это не только способствует влиянию Китая, но и ускоряет глобальную зеленую трансформацию», – заявила Анна Малиндог-Уй, вице-президент Института стратегических исследований Asian Century Philippines, аналитического центра со штаб-квартирой в Маниле.
К октябрю 2024 года Китай, активный участник сотрудничества Юг-Юг, подписал 53 меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству Юг-Юг, направленному на решение проблемы изменения климата, с 42 развивающимися странами и реализовал около 100 проектов, направленных на смягчение последствий изменения климата и адаптацию к нему. Кроме того, Китай развернул более 300 программ по наращиванию потенциала в областях, связанных с климатом, и предоставил возможности обучения для более чем 10 000 участников из более чем 120 развивающихся стран.
С учетом того, что изменение климата и зеленое развитие входят в число восьми ключевых направлений, Глобальная инициатива развития, предложенная Китаем, завоевывает поддержку все большего числа стран и регионов по всему миру. Она создала более 30 платформ сотрудничества и запустила более 1100 проектов, охватывающих все 17 целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций.
«Нет сомнений, что приверженность Китая зеленому развитию позиционирует его как лидера в глобальной борьбе с изменением климата, что имеет решающее значение для глобальных усилий по декарбонизации, – убеждена Малиндог-Уй. – Продолжающееся лидерство Китая в этой области, вероятно, определит будущее мировых энергетических рынков и климатической политики».