Помня о прошлом, спасаем будущее

1001
Фото: XINHUA

Разве могут звуки, доносящиеся из радиоприемника, транслирующего международные новости, ассоциироваться у кого-то с …запахом леденцов?

Однако у жителя Китая Ян Цзяньхуна вышло именно так...

Когда он был ребенком, его отец, Ян Янчжэн, скромный человек со строгим, устоявшимся распорядком дня, сидел, поглощенный трансляциями, смакуя терпкую сладость сливовых конфет – фирменного шанхайского лакомства.

Лишь гораздо позже Ян Цзяньхун осознал значение и символизм этих, казалось бы, незамысловатых леденцов. Для его отца они были напоминанием о Шанхае – восточнокитайском мегаполисе, где в 1937 году 23-летний Ян Янчжэн вместе со своими однополчанами сражался на передовой, сдерживая натиск в разы превосходящих их по численности японских войск.

Их позиция, впоследствии увековеченная как легенда о «800 героях», стала определяющим символом борьбы Китая во время Войны сопротивления китайского народа японским агрессорам, которая началась задолго до того, как мир признал ее частью Второй мировой войны.

Китай был одной из первых стран, оказавших сопротивление фашистской натиску. Многие историки считают японское вторжение в северо-восточный Китай в 1931 году прелюдией к азиатскому театру Второй мировой войны. Полномасштабная война сопротивления в Китае началась в 1937 году, ознаменовав начало азиатского театра Второй мировой войны. Причем Китай вступил в войну раньше Великобритании, Франции и США.

После четырех изнурительных дней и ночей обороны Шанхая Ян потерял левый глаз. Спустя еще несколько дней город пал…

Раненый, но не сломленный, боец вместе с однополчанами в конце концов отступили на запад, в город Чунцин, который на то время превратился в военную столицу Китая. С годами этот юго-западный город, расположенный среди гор и защищенный реками Янцзы и Цзялин, стал настоящей крепостью неповиновения, приютившей сотни тысяч солдат и беженцев, спасавшихся от хаоса войны, подобно Ян.

Прошло время, настал час долгожданной победы и потекли мирные послевоенные дни.  Но простые сливовые конфеты, между тем, оставались для Ян своеобразным утешением, мимолетным отголоском прошлого, о котором мало кто знал. И так продолжалось вплоть до 2010 года, когда Ян, последний выживший член «800 героев», ушел в мир иной.

«Он был больше, чем просто герой Второй мировой войны, – рассказал его сын. – Он был особенным человеком, а моя мать боготворила его всю свою жизнь».

При этом, что особенно трогательно, какими бы редкими или дорогими ни становились сливовые конфеты, ей всегда удавалось их для него найти.

Каждый год в годовщину капитуляции Японии семья ставила на стол несколько дополнительных блюд. Эта традиция зародилась в 1945 году, когда Ян Янчжэн женился на своей возлюбленной – всего через день после того, как стихли выстрелы.

Имя Яна пережило его самого, так, однажды ветерана включили в число «10 самых вдохновляющих личностей» Чунцина.

Огонь и неповиновение

Будучи Восточным фронтом всемирной борьбы с фашизмом, Китай сыграл решающую роль в победе союзников.

«Если японцы нападут в западной части Индийского океана, все наши позиции на Ближнем Востоке будут потеряны, – предупреждал когда-то премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. – Только Китай может помочь нам предотвратить это».

Начиная с 1938 года, Япония начала беспощадные бомбардировки Чунцина, стремясь сломить дух непокорного города.

Годами Чунцин подвергался волнам воздушных налетов. Малоизвестный «Азиатский блиц» унес жизни более 32 000 человек, превратив город, подобно Лондону под налетами Люфтваффе, в место огня и неповиновения.

В то время по всему Чунцину существовало более 1600 бомбоубежищ, которые составляли одну из крупнейших сетей гражданской обороны в мире. Для выживших, таких как Су Юанькуй, которому сейчас 92 года, эти воспоминания до сих пор запечатлены в памяти.

5 июня 1941 года восьмилетний Су ютился в переполненном туннеле бомбоубежища под градом бомб. Масляные лампы мерцали в удушающей жаре, а рев самолетов смешивался с криками отчаяния.

Проснувшись на следующее утро, Су обнаружил вокруг себя множество мертвых тел. Две его сестры были среди более чем тысячи жертв, погибших от удушья и давки в результате того, что позже было названо одной из самых смертоносных трагедий Второй мировой войны, связанных с авианалетами.

«На опустошенном горизонте не осталось ни одного невредимого строения, – вспоминал Су. – Это было по-настоящему страшно».

Тем не менее, вопреки всем этим ужасам, Чунцин и Китай не собирались сдаваться. Они выстояли и продолжили свою героическую борьбу.

Во время Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам китайские военные и гражданские лица ценой 35 миллионов жертв сковали более половины зарубежных сил Японии, внеся огромный вклад в победу всемирной антифашистской войны.

Отстоять справедливость

Чунцин был не просто целью фашистских бомбардировок. В городе, служившем Дальневосточным командным центром во время Первой мировой войны, был принят ряд важнейших решений Второй мировой войны, включая операции Китая и союзников, такие как контрнаступление в Мьянме и координация дерзкого воздушного моста через Гималаи.

Именно в Чунцине были отправлены последние депеши с Дальнего Востока, как раз перед подписанием акта о капитуляции Японии на борту линкора «Миссури» в сентябре 1945 года.

Бывший президент США Франклин Д. Рузвельт однажды назвал жителей Чунцина «стойкими и непокоренными». Журналист Time Теодор Х. Уайт описал их как население, объединенное «верой в величие Китая и непреодолимой страстью защищать свою землю от японцев».

Однако в отличие от Сталинграда или Лондона, название героического китайского города мало у кого на слуху.

«На протяжении десятилетий наше понимание этого глобального конфликта не давало должного представления о роли Китая», – писала британский историк Рана Миттер в книге «Забытый союзник: Вторая мировая война Китая, 1937-1945».

В своей книге, которую газета Wall Street Journal назвала воздающей Китаю «историческое признание», Миттер утверждает: «Если мы хотим понять роль Китая в современном мировом обществе, нам следует вспомнить о трагической, титанической борьбе, которую эта страна вела в 1930-х и 1940-х годах».

На месте воронки от бомбы жители Чунцина когда-то возвели деревянную башню с высеченными на ней иероглифами «Крепость Духа». Сегодня на этом месте находится Монумент Освобождения – главная достопримечательность города.

Неподалеку Су Юанькуй работает в офисе рядом с руинами «Туннельной трагедии 5 июня». Перед баннером с надписью «Защитим достоинство, отстоим справедливость» он рассказывает о своей долгой судебной борьбе за справедливость для жертв японских бомбардировок.

В 2015 году окружной суд в столице Японии Токио отклонил иск, поданный Су и другими выжившими (всего было 188 истцов), в ходе шокирующе короткого судебного разбирательства, которое длилось всего 48 секунд.

«Наступите кому-нибудь на ногу – и вы будете обязаны извиниться, – с горечью говорит Су. – Но они не признаются, не говоря уже о том, чтобы извиниться, за убийство стольких невинных людей».

Вместе с тем, по его горячему убеждению, стремление к справедливости не связано с местью: «Это напоминание миру, что мир никогда не следует воспринимать как должное».

Однако с каждым днем живые свидетели исчезают. Многие из тех, кто пережил бомбардировки, боевые товарищи Су, теперь прикованы к постели, и их свидетельства, полученные из первых уст, умирают вместе с ними.

Пока жива память…

В музее Стилуэлла в Чунцине посетители могут познакомиться с наследием генерала Джозефа Стилуэлла, американского командующего, сражавшегося бок о бок с китайскими войсками во время Второй мировой войны.

Экспонаты, от его китайских учебников до «кровавых расписок», пришитых к форме американских пилотов, с надписью «Этот иностранец прилетел, чтобы помочь Китаю. Пожалуйста, спасите его», свидетельствуют о скоординированной борьбе.

«Музей должен показывать не только историю, но и будущее», – говорит его куратор Тао Янь.

Недавно один из американских гостей оставил сообщение в гостевой книге: «Пусть дружба длится вечно, и во всем мире царит мир».

Восемьдесят лет спустя Китай, ключевая страна-союзница во Второй мировой войне, продолжает чтить память о своей борьбе, прилагая усилия по сохранению и увековечению памяти.

Китайские ученые отреставрировали удостоенный премии «Оскар» документальный фильм о Второй мировой войне «Кукан» и в июне показали его в США.

Музей Стилуэлла готовит фотовыставку в Калифорнии, а военные реликвии по всему Китаю продолжают привлекать посетителей со всего мира.

Однако для китайского историка Чжоу Юна истинный исход войны остается неясным.

«Победа над фашизмом была общей победой человечества, – сказал он. – Но ключевые обещания справедливости, признания и памяти остаются невыполненными».

После Второй мировой войны Китай стал постоянным членом Совета Безопасности ООН и независимой державой, способствуя формированию послевоенного мира. В то время как Китай будет год за годом отмечать свою Великую Победу в первых числах сентября, память о войне останется живой.

«Помнить – это не только прошлое, – уверен Чжоу, вице-президент Китайской академии истории китайского сопротивления японской агрессии. – Для страны это черпать силы для встречи с будущим».

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -