Грузовые поезда «Пояса и пути»: как China–Europe Express меняет экономику Евразии

2189
Серик Коржумбаев Главный редактор
Фото: XINHUA

Международные железнодорожные перевозки между Китаем и Европой продолжают демонстрировать взрывной рост, превращаясь в один из важнейших элементов евразийской логистики. Согласно данным Китайской государственной железнодорожной корпорации (КГЖК), общее количество отправленных грузовых поездов China–Europe Railway Express достигло почти 120 тысяч, а совокупный грузооборот превысил 12 млн TEU.

Эти данные были озвучены на 2-м Форуме международного сотрудничества в области железнодорожных грузовых услуг Китай–Европа, который открылся 18 ноября в городе Сиань - ключевом логистическом центре Северо-Западного Китая и важнейшей точке евразийского сухопутного коридора.


От 80 поездов до 19 392 в год: рост без аналогов

Опубликованный на форуме «Доклад о развитии услуг грузовых поездов Китай–Европа-2025» показывает впечатляющую динамику:

- в 2013 году по маршрутам курсировали всего 80 поездов,

- в 2024 году — уже 19 392,

- среднегодовой прирост — 65%.

Такой темп не демонстрирует ни одна трансграничная транспортная система в мире.

Первый поезд отправился 11 марта 2011 года по маршруту Чунцин – Дуйсбург. С тех пор проект превратился в одну из ключевых опор инициативы «Пояс и путь», обеспечив связность десятков стран Eurasia.


Сиань бьёт собственные рекорды: более 5 000 поездов за 10 месяцев

С января по октябрь 2025 года международный порт Сианя обслужил 5 063 поезда China–Europe Railway Express, что на 16,3% больше в годовом выражении.

Это первый случай, когда показатель за первые 10 месяцев превысил отметку в пять тысяч.

Сиань становится не просто отправной точкой, а полноценным распределительным логистическим центром Евразии. Отсюда ежедневно отправляются поезда с автозапчастями, фотоэлектрическими модулями, промышленной продукцией и товарами электронной коммерции.

17 ноября из Сианя в Баку ушёл очередной состав — поезд X9043.


География: почти вся Евразия в единой сети

По состоянию на конец октября 2025 года:

- 128 городов Китая обслуживают поезда Китай–Европа,

- маршруты соединяют Китай с 232 городами в 26 странах Европы,

- также задействованы более 100 городов в 11 странах Азии.

На карте системы — крупные логистические хабы:

Алматы, Минск, Москва, Дуйсбург, Варшава, Улан-Батор, а также азиатские порты и сухие порты вдоль «Пояса и пути».

Казахстан, как и ранее, остаётся одним из ключевых звеньев коридора, через который проходит большая часть транзитного потока.


Ассортимент грузов: от автопрома до продовольствия

Номенклатура грузов, перевозимых по евразийскому железнодорожному коридору, достигла 53 категорий и более 50 тысяч товарных позиций.

В 2024 году в структуре экспорта Китая по железной дороге преобладали товары с высокой добавленной стоимостью:

- автомобили и автозапчасти,

- механическое оборудование,

- электрооборудование,

- товары электронной коммерции.

На долю такой продукции пришлось более 60% экспортных поставок по железной дороге.

В обратном направлении растёт поток европейских товаров:

электромеханика, медицинское оборудование, продукты питания, вина, алкоголь, ювелирные изделия и др.

Отдельное место занимают поставки сельхозпродукции из Центральной Азии. Казахстанские зерновые и масличные товары в последние годы пользуются устойчивым спросом — в Сиане уже открыты специализированные торговые точки с продукцией из Казахстана.


426,4 млрд долларов: стоимость перевозок за 2024 год

По данным КГЖК, совокупный стоимостной объём перевозок China–Europe Railway Express к концу 2024 года достиг 426,4 млрд долларов США.

Для многих стран коридор стал одним из стержневых каналов внешней торговли, позволяющим снижать затраты и сокращать сроки доставки.


Скорость и стоимость: ключевые преимущества перед морем

По данным доклада: скорость движения поездов составляет 1 600 км/сутки в Китае, и 1 000–1 300 км/сутки за пределами Китая,что примерно на 30% быстрее, чем традиционные интермодальные маршруты. Стоимость перевозок упала более чем на 40% по сравнению с ранним периодом работы (2011–2014 гг.). Это делает транспортировку по железной дороге выгодной альтернативой морским перевозкам, особенно для товаров, чувствительных к срокам.


Роль «Пояса и пути»: новая логистическая архитектура Евразии

По оценке доклада, грузовые поезда China–Europe становятся не только транспортным инструментом, но и новой моделью международного сотрудничества, формирующей экономический рост вдоль всего маршрута.

Отмечаются следующие приоритеты будущего развития:

- повышение устойчивости коридора,

- расширение сети маршрутов,

- создание новых логистических зон в странах-партнёрах,

- стимулирование научно-технических инноваций в области транспортной кооперации.


Форум в Сиане: диалог, который определяет будущее

2-й Форум международного сотрудничества по железнодорожным услугам Китай–Европа проходит под лозунгом:

«Взаимосвязанность Азии и Европы ради общего будущего».

Цель форума - укрепление механизмов сотрудничества, повышение стабильности железнодорожного коридора и развитие высококачественного формата инициативы «Пояс и путь».

Первый форум состоялся в сентябре 2023 года в Ляньюньгане - одном из важнейших узлов модернизированной версии сухопутно-морского транспортного коридора.


Для Казахстана система поездов Китай–Европа имеет стратегическое значение:

- транзитный доход,

- развитие сухих портов (Хоргос, Достык, Алтынкөл),

- создание новых логистических и производственных зон,

- экспорт агропродукции и промышленных товаров,

- участие в евразийских цепочках поставок.

Казахстан укрепляет статус ключевого моста между Китаем и Европой - и расширение маршрутов только усиливает эту роль.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -