По итогам 2025 года в торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и Центральной Азией был совершен прорывный скачок -- объем двустороннего товарооборота составил 106,3 млрд долл. США, увеличившись на 12 проц. в годовом исчислении. Таким образом, впервые в истории товарооборот между Китаем и Центральной Азией превысил отметку в 100 млрд долл. США и демонстрирует положительную динамику на протяжении пяти лет подряд.
Согласно официальным данным, подобный показатель, составивший 49,56 млрд долл. США в 2021 году, удвоился всего за четыре года. Темпы его роста значительно превысили общие темпы роста внешней торговли Китая за тот же период. При этом Китай впервые стал крупнейшим торговым партнером всех стран Центральной Азии, а доля региона Центральной Азии во внешней торговле Китая повысилась с 0,8 проц. в 2021 году примерно до 1,5 проц., что, по мнению экспертов, ознаменовало собой вступление торгово-экономического сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии в новый этап высококачественного развития.
ОПТИМИЗАЦИЯ И ОБНОВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ТОРГОВЛИ
Структура взаимного экспорта и импорта между Китаем и странами Центральной Азии постоянно оптимизируется и обновляется. В 2025 году экспорт Китая в пять стран Центральной Азии составил 71,2 млрд долл. США, увеличившись на 11 проц. в годовом исчислении. Значительный рост продемонстрировали машиностроительная и высокотехнологичная продукция, в том числе универсальное промышленное оборудование, мотоциклы, мобильные телефоны, литий-ионные аккумуляторы. Доля так называемых "трех новых видов продукции" /электромобили, литий-ионные аккумуляторы и фотоэлектрическая продукция/ устойчиво расширяется.
Импорт Китая из стран Центральной Азии достиг 35,1 млрд долл. США, увеличившись на 14 проц., при этом основу по-прежнему составляют энергоносители и минеральные ресурсы, а ассортимент химической продукции, металлопродукции и сельскохозяйственных товаров, не относящихся к сырьевым ресурсам, продолжает расширяться. На китайский рынок поступает все больше высококачественных сельскохозяйственных продуктов из Центральной Азии, таких как мед, фрукты, пшеница и мясо птицы.
"Устойчивое и быстрое развитие торгового сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии основывается на взаимодополняемости преимуществ", - отметил генеральный секретарь формата "Китай-Центральная Азия" Сунь Вэйдун. "Такая структура является естественным результатом сочетания ресурсных условий и отраслевых преимуществ сторон. В рамках производственных и логистических цепочек между ними сформировались тесные взаимоподдерживающие связи", - сказал он.
По словам Ли Жуйсы, научного сотрудника Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук, оптимизация структуры торговли между Китаем и Центральной Азией обусловлена, в том числе, усилением взаимодополняемости двусторонней торговли.
"Если раньше взаимодополняемость торговли между Китаем и странами Центральной Азии отражалась на сфере традиционной энергетики, то теперь активное развитие отрасли новой энергетики Китая отвечает актуальным потребностям стран Центральной Азии в энергетической трансформации и диверсифицированном развитии экономики", - прокомментировала она.

ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ
Расширение торговли между Китаем и Центральной Азией стало возможным за счет диверсифицированных движущих сил. Что касается инвестиционного сотрудничества, то Китай является одним из основных источников инвестиций для стран Центральной Азии, а совокупный объем инвестиций превысил 50 млрд долл. США. За последний год более 40 тыс. китайских предприятий осуществляли экспортно-импортные операции со странами Центральной Азии, все больше китайских компаний выходят на рынки региона для ведения бизнеса.
"Инвестиционные направления Китая в Центральной Азии становятся все более диверсифицированными, расширяясь от традиционных сфер энергетики и инфраструктуры к промышленному производству, транспорту, "зеленой" энергетике и цифровой экономике", - пояснил Сунь Вэйдун.
При этом также ускоряется реализация стратегического проекта железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, а также других проектов в сферах транспортной инфраструктуры. Повышение уровня взаимосвязанности в дальнейшем способствует ускорению торгово-экономических обменов между Китаем и странами Центральной Азии, а также повышению их эффективности.
По мнению Ли Жуйсы, строительство логистических коридоров, таких как маршруты международных ж/д грузоперевозок Китай-Европа/Центральная Азия и железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, значительно расширило возможности центральноазиатских стран по связям с внешним миром, не только облегчив выход их товаров на международный рынок, но и способствуя превращению региона в важный транспортный узел, соединяющий Азию и Европу.
Кроме того, новые бизнес-модели в рамках торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Центральной Азией продолжают набирать обороты -- двусторонняя торговля в формате трансграничной электронной коммерции сохраняет быстрые темпы роста, продолжается строительство складских и логистических объектов, а сотрудничество в области трансграничных платежей активно развивается. Платформа сотрудничества для беспрепятственной торговли формата "Китай-Центральная Азия", запущенная в городе Нанкин /адм. центр пров. Цзянсу, Восточный Китай/, объединяет функции торгового взаимодействия, промышленного сотрудничества и интеграции производства с образованием, что создало новый проводник для развития торговли между странами.

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
В июне 2025 года в Казахстане успешно состоялся второй саммит "Китай-Центральная Азия", на котором были определены шесть приоритетных направлений сотрудничества: беспрепятственная торговля, промышленность и инвестиции, взаимосвязанность, "зеленые" полезные ископаемые и другие сферы.
2025-2026 гг. были объявлены Годами высококачественного развития сотрудничества Китая и Центральной Азии, а профильные ведомства подписали План действий по высококачественному совместному строительству инициативы "Пояс и путь" между Китаем и странами Центральной Азии.
"Предложения ЦК КПК по разработке 15-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития подчеркивают необходимость расширения высокоуровневой открытости и формирования новой модели взаимовыгодного сотрудничества. Экономики стран Центральной Азии демонстрируют устойчивый рост, придавая большое значение цифровой трансформации и "зеленому" будущему, что создаст еще больше новых возможностей для трансформации и модернизации торгового сотрудничества", - сказал Сунь Вэйдун, отметив, что потенциал торгово-экономического взаимодействия между Китаем и пятью странами Центральной Азии велик, а перспективы весьма широки.
Научный сотрудник Академии международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве коммерции КНР Юй Вэньцэ отметил, что товарооборот между Китаем и странами Центральной Азии превысил отметку в 100 млрд долл. США -- это не конец сотрудничества, а новая отправная точка для развития экономических и торговых отношений между двумя сторонами в направлении более высокого качества, более широкого масштаба и более глубинного уровня.
По словам эксперта, на следующем этапе обе стороны должны, опираясь на формат "Китай-Центральная Азия", продолжать должным образом реализовывать мероприятия в рамках Годов высококачественного развития сотрудничества Китая и Центральной Азии, расширять глубину и широту торгово-экономического сотрудничества, содействовать созданию институциональных механизмов более высокого уровня, непрерывно оптимизировать структуру торговли, расширять импорт высококачественных товаров из Центральной Азии, развивать и укреплять новые бизнес-модели, такие как цифровая торговля и "зеленая" торговля, продвигая повышение качества и эффективности китайско-центральноазиатского торгово-экономического сотрудничества, чтобы совместными усилиями создавать более тесное сообщество единой судьбы Китая и Центральной Азии и вносить больший вклад в процветание и развитие региональной экономики, а также в восстановление мировой экономики. -0- /
Авторы статьи: Корр. Синьхуа Чжэн Дунжуй, У Ган