В 2020 году Кыргызстан увеличил экспорт крупного и мелкого рогатого скота в Узбекистан в 9,2 раза. Это с учетом запрета на экспорт, который был введен в самый разгар сезона. Но Минсельхоз и поставщики считают, что реальные цифры в разы больше.
За 11 месяцев Кыргызстан поставил в соседнюю республику 10,4 тысячи голов крупного рогатого скота и 36 тысяч голов мелкого. Для сравнения: за такой же период 2019 года экспорт КРС составил всего 574 головы, МРС – 4,4 тысячи.
На Узбекистан пришлось 98% экспорта живого скота - коров, овец и коз. Но данные Нацстаткома не отражают реальный объем поставок, уверены бизнесмены, по их мнению, с учетом контрабанды фермеры продали скота в разы больше.
«Я очень скептически отношусь к данной цифре. Мы тоже анализируем рынок, эти данные не совпадают с реальными [...] Запрет был на руку контрабандистам. Контрабанда как была, так и есть. Причем, активно работает», - говорит в комментариях «Азаттыку» председатель Кыргызской ассоциации экспортеров и импортеров «Кыргызленд» Ленара Ниязбекова.
Доходы от экспорта скота в Узбекистан, опять же по официальным данным, за 11 месяцев составили 13,1 млн долларов. Годом ранее эта цифра едва достигала 1,2 млн долларов. Но реальные суммы в разы больше, считают предприниматели. «Например, наша ассоциация подписала контракты по экспорту МРС на 7 млн долларов. Это только наша ассоциация. По нашей информации, в стране не наберется даже 20 легальных экспортеров», - отмечает Ниязбекова.
19 ноября правительство по рекомендации Министерства сельского хозяйства и мелиорации ввело запрет на вывоз живого скота из Кыргызстана, объясняя свое решение заботой о продовольственной безопасности. Спустя неделю глава Минсельхоза Тилек Токтогазиев пожаловался на массовую контрабанду. «К нам поступает много информации и фактов того, как в южных регионах страны вывозят за границу скот контрабандным путем. Если считать только крупнорогатый скот, то в день переправляется до 1000 голов», - заявил он.
Госпограничная служба в свою очередь выступление Токтогазиева назвала «популистским». ГПС заверила, что постоянно проводит разъяснительную работу с населением приграничных территорий.
Протяженность границы между Кыргызстаном и Узбекистаном составляет 1378 километров, из которых 15% все еще остаются неописанными. Но даже на уточненных участках зачастую нет никаких заграждений. Перегнать скот через границу проще простого, рассказывает «Азаттыку» житель Ала-Букинского района, пожелавший остаться неизвестным:
- Покупатели из Узбекистана приезжают сами, либо им помогают наши перекупщики. Покупают по 30-40 - до 100 голов скота. Их все вместе перегоняют через границу. В Ала-Букинском, Аксыйском, Чаткальском, Узгенском районах много открытых местностей, где скот можно перегнать во время обычного выпаса с пастбищ. Кто станет это проверять? В случае чего узбекистанец может просто сказать, что это его скот, который он пасет.
Бум продаж кыргызского скота в Узбекистан произошел после запрета на вывоз животных из Казахстана. В январе 2020 года Минсельхоз Казахстана заявил, что массовый экспорт живого скота для дальнейшей переработки и перепродажи создал основу для спекулятивного роста цен на мясную продукцию.
По официальной статистике, продукты в КР в 2020 году подорожали на 17,6%, а свежее мясо - на все 26,3%. На пике цен говядина на рынках подорожала почти до 500 сомов (около 6 долларов), но запрет немного сбил цену. В декабре говядина в среднем стоила 436 сомов за килограмм.
CENTRAL ASIAN ©