Настройки
Язык
Тема
Обновление

Будет ли дефицит одежды в России?

Фото: pixabay

Только ли тренд на осознанное потребление способствует сокращению числа магазинов (у россиян не хватает денег на приобретение товаров не первой необходимости)?

Как пандемия изменила рынок одежды (сколько компаний ушло в онлайн, сколько покинуло рынок)? Как изменилось потребительское поведение по сравнению с доковидным 2019-м (сколько тратят, что покупают)? Могут ли торговые центры в скором будущем опустеть (торговые точки закроются, покупатели уйдут в онлайн)? К новому году в России ожидается дефицит одежды из-за масштабного энергетического кризиса в Китае. Чего будет не хватать? Как дефицит отразится на стоимости?

Пока нельзя сказать, что число офлайновых магазинов сокращается из-за того, что у россиян не хватает денег. Судя по бурным темпам роста рынка электронной коммерции (рост на 28,3% за первое полугодие 2021 года к аналогичному периоду 2020 года), особенно в непродовольственном сегменте, это не так. Причина в другом: удобство доставки и выбора товаров через интернет и бурное развитие систем безналичных платежей, доступных физлицам. С другой стороны, на рынке непродовольственных товаров преобладает импорт, и импортные товары зачастую дороже отечественных аналогов, поэтому некоторые магазины, которые ранее делали ставку исключительно на продажу импортных товаров, уходят с рынка.

Однако в 2021 году банкротств крупных ретейлеров в России не наблюдалось. Некоторые ретейлеры уходят в офлайн, а некоторые закрывают часть офлайновых магазинов, чтобы больше сосредоточиться на развитии электронной коммерции. Например, российские филиалы международных брендов Auchan и Metro в России по итогам первого полугодия 2021 года выбыли из рейтинга крупнейших розничных сетей РФ, что было связано с закрытием ряда гипермаркетов этими сетями. Так, Auchan закрыл в России за первые шесть месяцев 2021 года 17 гипермаркетов. Но их места в рейтинге крупнейших ретейлеров занял крупнейший российский интернет-магазин Ozon и сеть дискаунтеров «Светофор». А это вполне характерный тренд развития рынка розничной торговли в России – с одной стороны, огромная востребованность интернет-торговли, с другой – востребованность дискаунтеров в шаговой доступности от дома, которые доступны и по месту расположения, и по доходам, даже очень небогатым покупателям.

На потребительское поведение россиян в 2021 году, по оценкам Deloitte, очень повлияла дистанционная работа: россияне, которые работают из дома в среднем совершают покупки онлайн на 10% чаще, чем россияне, работающие в офисе. Отметим также, что у тех россиян, которые работают в офисе, расходы выше (проезд в транспорте или бензин и платные парковки, питание в столовой или кафе), чем у россиян, имеющих возможность работать дома и больше экономить. Значит, у тех, кто работает из дома, есть не только время и технические условия, но и чуть больше финансовых возможностей потратить больше на покупки.

Про торговые центры можно сказать, что снижение их популярности является общемировым трендом. В США этот формат розницы, который начал развиваться в XX веке ранее, чем в других, даже европейских, странах, сейчас испытывает кризис, причём не только из-за пандемии ковида, но ещё и из-за бурного развития электронной коммерции. Соответственно, наличие всё большего количества пустующих торговых площадей в российских торговых центрах вполне закономерно. А ещё торговые центры «добивает» и развитие онлайн-кинотеатров. Поэтому оффлайновые кинотеатры в торговых центрах в ближайшие несколько лет станет открывать уже не актуально. Но вряд ли этот формат исчезнет совсем: например, в районах-новостройках, где инфраструктура, в том числе торговли и развлечений, не сильно развита, без хорошего торгового центра в шаговой доступности жителям приходится нелегко – они вынуждены тратить больше времени, чтобы сходить за небольшим количеством продуктов или в аптеку, чем те, кто живёт в районах с развитой инфраструктурой, или чем те, кто живёт в районах, где уже построены такие ТЦ.

Дефицита одежды в России не будет, скорее, наоборот, недопоставки некоторых товаров из Китая могут помочь российским производителям, а также производителям из ближнего зарубежья, например, из Беларуси и Кыргызстана, занять более значительную долю на огромном российском рынке одежды и обуви. В любом случае, кризисы когда-либо заканчиваются, и возможные перебои в поставках продукции из Китая со временем прекратятся, как только Китай справится с энергетическим кризисом (а справится однозначно, да ещё и Россия поможет углём и газом).

Эксперты компании Alpari

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -