Рост спроса на пассажирские и грузовые авиаперевозки в июле 2025 года вырос до 4% и 5,5% соответственно, передает DKNews.kz.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила данные по мировому рынку авиаперевозок за июль 2025 года.
Пассажирские перевозки
- Общий спрос, измеряемый в пассажиро-километрах (RPK), вырос на 4,0% по сравнению с июлем 2024 года. Общая провозная емкость, измеряемая в доступных кресло-километрах (ASK), также увеличилась на 4,4% в годовом выражении. Коэффициент загрузки (PLF) в июле составил 85,5% (-0,4 п.п. по сравнению с июлем 2024 года).
- Международный спрос вырос на 5,3% по сравнению с июлем 2024 года. Провозная емкость увеличилась на 5,8%, а коэффициент загрузки составил 85,6% (-0,4 п.п.).
- Внутренний спрос вырос на 1,9% по сравнению с июлем 2024 года, при этом провозная емкость увеличилась на 2,4%, а коэффициент загрузки составил 85,2% (-0,4 п.п.).
«Лето Северного полушария выдалось удачным для авиакомпаний. Рост спроса в пиковый сезон увеличился, достигнув в июле 4%. Эта тенденция наблюдается во всех регионах и особенно заметна в сфере международных перевозок, где рост ускорился с 3,9% в июне до 5,3% в июле. Более того, учитывая, что объёмы перевозок в сентябре показывают плюс 2% в годовом исчислении после пяти месяцев замедления роста, авиакомпании смогут воспользоваться этой рыночной динамикой в ближайшие месяцы», — заявил Уилли Уолш, генеральный директор IATA.
Пассажирские перевозки в деталях – июль 2025 (в % по отношению к июлю 2024 года)
| Регион | Доля рынка, %* | RPK | ASK | Загрузка | 
| Весь мир | 100 | 4.0 | 4.4 | 85.5 (-0.4) | 
| Африка | 2.2 | 3.9 | 4.4 | 75.1 (-0.3) | 
| Азиатско-Тихоокеанский регион | 33.5 | 5.7 | 5.6 | 83.2 (0.0) | 
| Европа | 26.7 | 2.9 | 3.2 | 88.0 (-0.2) | 
| Латинская Америка и Карибы | 5.3 | 7.2 | 7.5 | 85.7 (-0.3) | 
| Ближний Восток | 9.4 | 5.4 | 5.9 | 83.8 (-0.4) | 
| Северная Америка | 22.9 | 1.9 | 3.0 | 87.5 (-1.0) | 
*% от RPK отрасли в 2024 г.
Региональный обзор – международные пассажирские перевозки
Рост спроса на международные полеты (RPK) достиг в июле 5,3% в годовом выражении, однако коэффициент загрузки снизился во всех регионах, кроме Африки. Все международные пассажирские маршруты на Американский континент показали рост, за исключением перевозок между Северной и Южной Америкой, где было зафиксировано снижение на 0,8%. Рост на Ближнем Востоке восстановился после сбоев, вызванных военным конфликтом в июне. Значительно увеличился объем перевозок на маршрутах между Африкой и Азией.
| Регион | RPK | ASK | Загрузка (PLF) | 
| Азиатско-Тихоокеанский регион | 8.7% | 9.0% | 83.8% (-0.2 п.п.) | 
| Европа | 4.0% | 4.2% | 87.3% (-0.2 п.п.) | 
| Северная Америка | 2.4% | 3.6% | 88.4% (-1.0 п.п.) | 
| Ближний Восток | 5.3% | 5.6% | 84.1% (-0.2 п.п.) | 
| Латинская Америка | 9.3% | 11.3% | 85.8% (-1.6 п.п.) | 
| Африка | 2.8% | 2.3% | 74.9% (+0.4 п.п.) | 
Обзор внутренних рынков пассажирских авиаперевозок
Внутренние пассажирские перевозки выросли на 1,9% по сравнению с июлем 2024 года, а коэффициент загрузки снизился на 0,4 п.п. до 85,2% на фоне роста емкости на 2,4%. Бразилия вновь продемонстрировала лучшие результаты. Коэффициент загрузки в Японии составил 81,4% — это рекордный показатель для июля как минимум с 2000 года.
Внутренние пассажирские рынки – июль 2025 (в % по отношению к июлю 2024 года)
| Рынок | Доля рынка* | RPK | ASK | Загрузка | 
| Обобщенные показатели | 38.2 | 1.9 | 2.4 | 85.2 (-0.4 п.п.) | 
| Австралия | 0.8 | 4.3 | 3.0 | 85.1 (1.0 п.п.) | 
| Бразилия | 1.1 | 9.4 | 7.5 | 85.8 (1.5 п.п.) | 
| Китай | 11.3 | 3.8 | 4.8 | 82.1 (-0.8 п.п.) | 
| Япония | 1.0 | 2.9 | -1.2 | 81.4 (3.3 п.п.) | 
| США | 14.4 | 1.5 | 2.4 | 87.0 (-0.8 п.п.) | 
*% от RPK отрасли в 2024 г. Примечание: на эти пять внутренних рынков приходится 28,6% от общего мирового спроса и 79,1% от общего объёма внутренних перевозок.
Грузовые перевозки
- Общий спрос, измеряемый в грузовых тонно-километрах (CTK), увеличился на 5,5% по сравнению с июлем 2024 года (+6,0% для международных перевозок).
- Провозная емкость, измеряемая в доступных грузовых тонно-километрах (ACTK), выросла на 3,9% по сравнению с июлем 2024 года (+4,5% для международных перевозок).

«Спрос на грузовые авиаперевозки вырос на 5,5% в июле, что является впечатляющим результатом. Рост наблюдался на большинстве основных торговых направлений, за одним существенным исключением – Азия - Северная Америка – где спрос снизился на 1,0% в годовом исчислении. Резкое падение объёмов электронной торговли, связанное с истечением срока действия льгот de minimis США для небольших партий товаров, вероятно, было компенсировано тем, что грузоотправители начали отгружать товары заранее в преддверии повышения пошлин на импорт в США. Август, вероятно, более чётко продемонстрирует влияние изменений в торговой политике США. Хотя большое внимание справедливо уделяется новостям с рынков, связанных с США, важно учитывать общую глобальную перспективу. Пятая часть грузовых авиаперевозок приходится на торговое направление Европа - Азия, которое продемонстрировало 29 месяцев непрерывного роста, а в июле выросло на 13,5% в годовом исчислении», — заявил Уилли Уолш, генеральный директор IATA.

Основные факторы, оказавшие влияние на статистику:
- Мировая торговля товарами в июне выросла на 3,1% в годовом исчислении.
- Цена на авиатопливо в июле упала на 9,1% в годовом исчислении и с начала года остаётся ниже уровня 2024 года, что снизило операционные расходы авиакомпаний. Тем не менее, в июле она была на 4,3% выше, чем в июне.
- Мировое производство в июле сократилось: индекс PMI упал до 49,66, что стало вторым падением ниже порогового значения роста в 50 пунктов с января. Статистика новых экспортных заказов также остается отрицательной на уровне 48,2 пункта уже четвёртый месяц, отражая снижение доверия на фоне неопределённости относительно торговой политики США.
Грузовые авиаперевозки – июль 2025 (в % к июлю 2024 года)
| Регион | Доля рынка* | CTK | ACTK | Загрузка | 
| Весь мир | 100.0 | 5.5 | 3.9 | 45.1 (0.7 п.п.) | 
| Африка | 2.0 | 9.4 | -0.1 | 46.8 (4.1 п.п.) | 
| Азиатско-Тихоокеанский регион | 34.2 | 11.1 | 7.3 | 49.3 (1.7 п.п.) | 
| Европа | 21.5 | 4.1 | 4.0 | 49.5 (0 п.п.) | 
| Латинская Америка и Карибы | 2.9 | 2.4 | 3.8 | 33.6 (-0.4 п.п.) | 
| Ближний Восток | 13.6 | 2.6 | 5.9 | 44.6 (-1.4 п.п.) | 
| Северная Америка | 25.8 | 0.7 | -0.6 | 39.0 (0.5 п.п.) | 
*% от CTK отрасли в 2024 г.
Детализация показателей авиационных грузоперевозок по регионам за июль 2025 года по отношению к июлю 2024 года.
- Авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона в июле зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 11,1% в годовом исчислении, что является самым высоким показателем среди всех регионов. Провозная емкость увеличилась на 7,3% в годовом исчислении.
- Североамериканские перевозчики в июле зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 0,7% в годовом исчислении, что является самым медленным ростом среди всех регионов. Провозная емкость снизилась на 0,6% в годовом исчислении.
- Европейские перевозчики в июле зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 4,1% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 4,0% в годовом исчислении.
- Авиакомпании Ближнего Востока в июле зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 2,6% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 5,9% в годовом исчислении.
- Латиноамериканские перевозчики в июле зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 2,4% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 3,8% в годовом исчислении.
- Африканские авиакомпании в июле зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 9,4% в годовом исчислении. Провозная емкость снизилась на 0,1% в годовом исчислении.
Показатели торговых маршрутов:
Объемы авиаперевозок в июле 2025 года значительно выросли по всем основным торговым коридорам, за исключением направления Ближний Восток–Европа, где был зафиксирован лишь незначительный рост, и направления Азия–Северная Америка, где наблюдалось снижение в течение трех месяцев подряд.
| Маршрут | Рост, год к году | Примечания | Доля рынка в отрасли* | 
| Азия – Северная Америка | -1.0% | 3 месяцев снижения подряд | 24.40% | 
| Европа – Азия | +13.5% | 29 месяцев роста подряд | 20.50% | 
| Ближний Восток – Европа | +0.3% | N/A | 5.70% | 
| Ближний Восток – Азия | +8.5% | 5 месяца роста подряд | 7.40% | 
| Внутри Азии | +10.3% | 21 месяцев роста подряд | 7.00% | 
| Внутри Европы | +4.0% | N/A | 2.00% | 
| Северная Америка – Европа | +9.6% | 18 месяцев роста подряд | 13.3% | 
| Африка – Азия | +12.1% | N/A | 1.40% | 
*Доля рассчитана на основе показателя CTK за весь 2024 год.
 
                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                            