В Министерстве внутренних дел дали разъяснения.
Костанай ТВ
Многие казахстанцы жалуются на то, что из-за неправильного ИИН, не могут получить банковские и прочие услуги. В министерстве внутренних дел Казахстана рассказали, что делать в этом случае, передает Деловой Казахстан.
Жительница Алматы Гульжан Бекботаева в группе «Алматы. Что? Где? Когда?» в Facebook сообщила, что ей присвоили неправильный индивидуальный идентификационный номер (ИИН). По нему она 1957 года рождения. То есть ей по документам 64 года, хотя на самом деле не так.
Из-за неправильного ИИН теперь женщина не может получить услуги банков, так как «она считается человеком пенсионного возраста».
«Куда обращаться? ИИН поменять пыталась, это невозможно», - написала она.
Ее пост прокомментировали более 80 человек.
Так жительница Алматы Айгуль Сикирова написала, что у ее сестры тоже неправильный ИИН.
«Куда только не обращалась, говорят нельзя поменять. Тоже не знает, что делать, может, тоже дадите какой-нибудь совет?», - обратилась она к казахстанцам.
Пользователь под ником Софа Лин поделилась своей историей.
«Такая же история у меня. Куда я только не обращалась, все бесполезно. В то время, когда мне присвоили ИИН, в Правилах его присвоения было четко прописано, что первые две цифры должны соответствовать году рождения, следующие две цифры- месяцу рождения, следующие две цифры - числу рождения, далее- цифра половой принадлежности и т.д. Так вот, я писала в прокуратуру, что при присвоении мне ИИН нарушена законодательство. И ничего не изменили. У чиновников один ответ - ИИН не меняется. Учитывая, что таких несчастных как мы, у которых ИИН ошибочный предостаточно, чиновники нашли легкий путь для себя - поменяли эти Правила и теперь там нет нормы о соответствии даты. Я бы руку оторвала той сотруднице, которая вводила мои данные в базу при присвоении ИИН. Из-за тупости и невнимательности таких бездарей страдают люди», - написала она.
Журналист сайта «Деловой Казахстан» обратилась в Министерство внутренних дел за разъяснениями.
В ведомстве сообщили, что формирование индивидуального идентификационного номера (ИИН) происходит в информационной системе автоматически при выдаче свидетельства о рождении, удостоверения личности или паспорта и основан на принципах уникальности и неизменности.
«ИИН, присвоенный информационной системой, гражданину является уникальным и в Государственной базе данных «Физические лица» соответствует только конкретной персоне. Это значит, что у каждого гражданина ИИН не может совпадать с ИИН другого человека, при этом он присваивается один раз и не меняется до конца жизни, за исключением случаев усыновления/удочерения. Таким образом, если у гражданина на протяжении жизни будет меняться фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол и другие данные, ИИН при этом не меняется, так как это основной идентификатор лица в информационных системах госорганов», - сообщили в пресс-службе МВД.
Отмечается, что цифры, составляющие ИИН, имеют чисто техническое значение и единственно важным условием является уникальность кода.
«Отказы государственных органов, банков и других организаций в приеме у граждан платежей, предоставлении государственных услуг из-за того, что их ИИН якобы не соответствует дате рождения, полу лица и так далее неправомерны. При формировании ИИН происходит автоматически с учетом принципов уникальности и неизменности, и банковские, медицинские и другие учреждения не должна связываться с датой рождения и другими установочными данными физического лица», - добавили в ведомстве.
В этой связи в пресс-службе министерства указали на недопустимость отказа в предоставлении государственных, а также банковских услуг по причине некорректного ИИН.
В Министерстве юстиции в свою очередь сообщили, что в случаях проблемы нужно обращаться в МВД.
Диас Оразов