Atameken Business Channel
Первый заместитель председателя партии Nur Otan, экс-аким Алматы Бауыржан Байбек рассказал, почему «заморозился» проект по строительству выставочного центра на Атакенте и как он связан с проектом возрождения яблоневых садов от ТОО «Apple World», передает Деловой Казахстан.
Бауыржан Байбек сообщил, что после того, как он стал акимом, началась работа по формированию статуса Алматы как города яблок.
«Ежегодно на день города проводили фестиваль яблок. И я с удивлением обнаружил, будучи акимом, что мы 100-120 тонн яблок кое-как собираем. Хотя мы позиционируем себя в качестве города яблок. Что мы сделали? Компания Apple World уже с 2013 года и ранее работала в Алматинской области в Тургене, они посадили яблоки, сделали интенсивное садоводство, точечное орашение, выпустили соки, и была комиссия. (Проверили - прим.ред.), выдали 73 га в долгосрочную аренду. Вы знаете, что апорт - это такое дерево, которое плодоносит с 4 или 6 года. Это земли дали в горах, не в Атакенте, в горах, где были бывшие сады. Эти сады были умершие. Почему? Тогда было заключение лучших экспертов, что есть бактериальный ожог и апорт требует воды, а все эти предгорья после развала СССР не поливались, и, к сожалению, и все эти деревья умерли. Что нужно было делать? Нужно было очистить почву, вылечить и потом только посадить новые деревья», - добавил он.
Компания Apple World после того, как им дали в аренду землю, вложила 200-250 млн тенге в реализацию проекта. На эти средства компания очистила и вылечила землю, закупили и посадили саженцы, сделали охрану, но в последствие проект «встал».
«Это уже после моего ухода. Во-первых, потому что эти предгорные земли были в Алматинской области и потом перешли в город и возник налог. То есть когда земли сельхозназначения переходит в статус городской, нужно платить разницу и налог на землю возникает большой. Во-вторых, к сожалению, не подвели воду. Без воды невозможно развивать апорт. В-третьих, эти 73 га - эта разные три участка, а вокруг были больные деревья и после того, как посадили новые деревья, этот бактериальный ожог перекидывался на эти деревья. Там нужно полностью очищать склоны и заново посадить деревья. Без поддержки государства, такой проект не реализуем. Эта компания написала убытки в 200-250 млн тенге и вернула эти земли городу», - пояснил он.
Прокомментировал он и ситуацию вокруг Атакента.
«Когда я приехал в качество акима, то увидел, что абсолютно бессистемная застройка там. Во-первых, по территории ездили машины. В 90-х годах эту территорию, это, если я не ошибаюсь, 54-55 га, передали в доверительное управление, и там было условие, что частник будет охранять, улучшать территорию, и поливать деревья. И можно сказать, что частник недобросовестно подошел. Это огромная парковка, это бессистемные, хаотичные ларьки, с левой стороны был стихийный базар. Фонтаны красивые были, и их засыпали землей. Когда «зашли», сделали полностью ревизию, с частниками переговорили, и мы увидели по всем документам историю - все эти 25 лет постепенно сотками-сотками забиралась земля и половина земли уже ушла в частную собственность. Было принято решение и 27 га забрали в собственность города (они были в аренде - прим.ред.). Это 50% земли. Более того обязали собственников, чтобы они начали поливать деревья, инвестировать, убрали кафе, плюс - понимая, что эта была территория выставки достижений народного хозяйства… был проект, который мы хотели от города профинансировать и создать большой выставочный центр», - добавил Байбек.
Однако и этот проект тоже не продолжили.
«Не знаю, по каким причинам. Думаю, собственники, когда я ушел, они начали эту ложь распространять, чтобы эти земли вернуть обратно», - предположил первый заместитель председателя партии Nur Otan.
Диас Оразов