Все, кто учился на гранте и закончил университет в этом году, столкнутся с нововведениями. Теперь вне зависимости отит специальности, выпускники-грантники должны отработать по полученной специальности 3 года.
Фото - pixabay.com
Корреспондент Делового Казахстана обратился в АО «Финансовый центр», который контролирует отработку, с вопросами, оставшимися без ответа у молодых специалистов.
Среди популярных вопросов от выпускников – куда сдавать справки о трудоустройстве, можно ли перейти с одной работы на другую во время срока отработки и что делать, если работы по специальности нет.
В ответе на официальный запрос нашего издания АО «Финансовый центр» попытался ответить на многие из них.
Я учился и работал одновременно, сейчас продолжаю работать. Что делать?
В соответствии с пунктом 18 Правил при персональном распределении наряду со сведениями о вакансиях и потребности в кадрах, предоставляемых акиматами, учитываются и ходатайства работодателей, предоставленные самими обучающимися. Следовательно, у выпускников есть возможность предоставления в Комиссию вуза по распределению молодых специалистов самостоятельно полученных ходатайств от потенциальных работодателей с гарантией о сохранении рабочих мест до прибытия на работу 1 сентября текущего года для последующего их распределения именно к данному работодателю.
Данное положение распространяется и на студентов, совмещавших обучение с работой, – на основании предоставленного ходатайства комиссия вуза может распределить молодого специалиста по месту его самостоятельного трудоустройства. Однако следует принять во внимание, что стаж работы в период обучения в вузе до получения диплома не засчитывается в отработку.
В пункте 13 Правил четко оговорен срок начала исполнения обязательств - граждане Республики Казахстан, указанные в пункте 17 статьи 47 Закона, завершившие обучение в текущем году, не позднее 1 сентября прибывают на место работы по направлению, соответственно, с данной даты и исчисляется срок начала отработки.
Кому сдавать справку с места работы?
На данный момент в интересах самих молодых специалистов своевременно предоставлять все необходимые сведения и документы о ходе осуществления отработки Оператору (АО «Финансовый центр»), например, для разрешения спорных вопросов, в том числе в целях досудебного урегулирования спора в случаях ненадлежащего исполнения обязательств по отработке.
Законом и Правилами пока не предусмотрено предоставление такой отчетности молодыми специалистами, однако обязанность по уведомлению, во-первых, может быть регламентирована внутренними актами Оператора, во-вторых, условиями договора о предоставлении образовательных услуг, заключаемого между вузом и обучающимся.
Для установления обратной связи с молодыми специалистами и своевременного получения необходимых сведений для проведения надлежащего мониторинга и контроля отработки АО «Финансовый центр» как уполномоченный Оператор отправил письмо, в котором вузам рекомендовал включение в договоры оказания образовательных услуг, заключаемых с обучающимися, дополнительного раздела «О порядке осуществления отработки и возмещения расходов бюджетных средств, затраченных на обучение на основе государственного образовательного заказа», содержащего пункты об информировании Оператора о ходе исполнения обязательства об отработке, а именно: осуществлении всех действий, связанных с отработкой либо возмещением расходов бюджетных средств, затраченных на обучение, в случае неотработки с обязательным письменным уведомлением Оператора; в случае неприбытия к месту отработки по направлению и самостоятельного трудоустройства уведомления о месте работы в письменном виде вуз и Оператора посредством направления в срок до 1 сентября текущего года письма-пояснения с приложением подтверждающих документов; в случае самостоятельной смены места работы в течение срока отработки уведомления о новом месте работы в письменном виде Оператора с направлением в течение 10 (десяти) календарных дней письма-пояснения с приложением подтверждающих документов.
О непрерывности трехгодичного срока отработки и смене места работы
Молодые специалисты после прибытия на работу 1 сентября должны непрерывно отработать 3 полных года либо соразмерно рассчитанный срок.
Закон и Правила не содержат каких-либо оснований для перерыва отработки - единственным основанием для предоставления отсрочки согласно пункту 19 Правил является время прохождения воинской срочной службы без зачета времени прохождения службы в срок отработки.
Законом и Правилами не установлены сроки для перерывов стажа, но на практике нередки случаи прерывания отработки по каким-либо непредвиденным жизненным обстоятельствам. В таких случаях, при увольнении с первоначального места работы по причинам объективного характера или форс-мажорным обстоятельствам, молодой специалист обязан в кратчайший срок самостоятельно трудоустроиться в организацию, соответствующую установленным Законом требованиям, либо официально зарегистрироваться в Центре занятости в качестве лица, ищущего работу, с уведомлением об этом Оператора.
Если не прибывший к месту отработки по направлению молодой специалист самостоятельно трудоустроился, ему необходимо направить в АО «Финансовый центр» письмо-пояснение, в котором он должен сообщить о причинах неприбытия, о месте самостоятельного трудоустройства с приложением подтверждающих документов (согласно перечню, указанному в ст. 35 Трудового кодекса РК), для осуществления оператором дальнейшего мониторинга отработки.
В случае соответствия места работы и должности требованиям Закона и Правил – отработка Оператором принимается и стаж работы в данной организации засчитывается в срок отработки, при этом стаж работы в нескольких организациях исчисляется суммарно.
Пунктом 31 Правил предусмотрено право вторичного обращения в Комиссию вуза для повторного распределения для лиц, не отработавших полный срок по месту первоначального распределения по уважительным причинам, в том числе увольнения в связи с выходом на работу основного работника при приеме на работу для замещения временно отсутствующего работника (включая замещение временной вакантной государственной должности); вступления в брак и связанной с этим перемены места жительства.
Я не работаю/ищу работу неофициально: Как накажут?
Возмещение расходов, понесенных за счет бюджетных средств, осуществляется соразмерно фактически отработанному периоду (расчет соразмерной суммы производится по формуле, приведенной в пункте 40 Правил). Оператор, в случае нарушения молодыми специалистами обязанности по отработке, принимает меры по обеспечению возмещения в бюджет расходов, связанных с их обучением, в том числе в судебном порядке (на требования Оператора по возмещению расходов бюджетных средств в случае неисполнения молодыми специалистами обязанности по отработке исковая давность не распространяется).
При добровольном возмещении молодым специалистом денежных средств какие-либо штрафные санкции не предусмотрены. В случае разрешения спора в судебном порядке, Оператором наряду с суммой расходов за обучение предъявляется в суд требование о взыскании с молодого специалиста как с ответчика законной неустойки, предусмотренной статьей 295 ГК РК, размер которой исчисляется исходя из официальной ставки рефинансирования Нацбанка на день предъявления иска исходя из количества дней просрочки.
Также в соответствии со статьей 103 ГПК РК и статьей 532 Налогового кодекса РК с ответчика взыскивается сумма государственной пошлины - обязательный платеж, взимаемый по гражданским делам за совершение юридически значимых действий. Кроме того, в случае вынесения решения суда в пользу истца (Оператора), при принудительном исполнении судебного акта, с должника взыскивается оплата деятельности судебного исполнителя, применяются меры принудительного взыскания в виде ареста и обращения взыскания на имущество, в том числе на заработную плату и иные доходы, устанавливается временное ограничение на выезд из Республики Казахстан и другие санкции.
В соответствии с пунктом 17-4 статьи 47 Закона, подпунктом 3 пункта 38 и пунктом 39 Правил, за неисполнение обязанности по отработке молодой специалист обязан возместить расходы за обучение в бюджет.
Как будут искать тех, кто не работает?
АО «Финансовый центр» в целях мониторинга исполнения обязанностей по отработке формирует и ведет базу данных - пофамильный учет поступивших и завершивших обучение на основе госзаказа в подсистеме «Учет молодых специалистов» информационной системы «Учет и мониторинг образовательных и студенческих кредитов» (ИС УМОСК).
С 2018 года вузы имеют ограниченный доступ к данной базе данных, предоставленный Оператором для внесения сведений о молодых специалистах, таких как приказы на зачисление, перевод, академический отпуск, отчисление; сведения о дате и месте распределения; сведения о лицах, освобожденных о отработки с вложением скан-версий подтверждающих документов; данные о повторном перераспределении; суммы расходов бюджетных средств, затраченных на обучение.
Основными источниками информации о ходе исполнения обязательств по отработке, помимо сведений, предоставляемых самими молодыми специалистами, и сведений, установленных Оператором в ходе проводимого мониторинга, являются акиматы, которые в порядке пункта 14 Правил после прибытия молодых специалистов в течение месяца высылают Оператору подтверждение о прибытии согласно распределению с предоставлением сведений о месте работы и виде предоставляемой социальной помощи (при наличии); ежегодно к 1 сентября направляют Оператору списки работающих молодых специалистов, начиная с 2012 года; направляют сведения об увольнении молодых специалистов и подтверждающие документы.
В случае расторжения по инициативе работодателя трудового договора, работодатель не позднее трех рабочих дней после расторжения трудового договора уведомляет об этом соответствующий местный исполнительный орган с представлением соответствующих подтверждающих документов (пункт 30 Правил).
Значительный рост количества молодых специалистов, в отношении которых Оператору необходимо осуществлять мониторинг и контроль по отработке (более 90 тыс. человек), требуют оптимизации механизма предоставления, получения и обработки данных о трудоустройстве (прибытии, неприбытии, увольнении) молодых специалистов. В данной ситуации наиболее оптимальным является получение сведений о трудоустройстве через автоматизированные информационные системы и базы данных Министерства труда и социальной защиты РК, содержащие сведения о наличии социальных и пенсионных взносов, с согласия субъектов персональных данных.
Кому можно не отрабатывать?
Согласно пункту 17 статьи 47 Закона и пунктам 3-8 Правил граждане РК, обучившиеся в вузах на основе госзаказа по всем категориям и уровням образования, обязаны осуществлять отработку не менее трех лет после завершения обучения.
Исключение составляют молодые специалисты, обучившиеся на основе госзаказа не полный курс (частично), переведенные с обучения на платной основе на обучение по госзаказу, с госзаказа на платное обучение, отчисленные с вуза и восстановленные на платное обучение в течение текущего или следующего учебного года. Указанная категория молодых специалистов согласно части восьмой пункта 17 статьи 47 Закона отрабатывает не три года, а соразмерно времени их фактического обучения по госзаказу (расчет соразмерного срока отработки производится по формуле, приведенной в пункте 9 Правил).
Устроит ли выпускников на работу вуз, который они окончили?
Комиссии по персональному распределению молодых специалистов создаются при уполномоченном органе в области здравоохранения для лиц, обучившихся по медицинским специальностям, по остальным специальностям - при соответствующих вузах.
Комиссии по распределению в вузах являются едиными для всех специальностей и могут лишь делиться в некоторых вузах по уровню образования – отдельно для бакалавриата и магистратуры и отдельно для докторантуры.
Комиссии ежегодно направляют в акиматы областей, городов республиканского значения и столицы заявки с указанием количества выпускников, места проживания, полученной специальности и языка обучения на предоставление вакантных рабочих мест для последующего трудоустройства выпускников текущего года, поступивших на основе госзаказа по всем без исключения специальностям, включая другие специальности.
Акиматы согласно полученным от вузов заявкам представляют в Комиссии по распределению информацию об имеющейся в регионах потребности в кадрах (вакансиях) по всем специальностям, заявленным комиссией по распределению. Комиссиями осуществляется распределение на основании полученных от акиматов сведений о потребности в кадрах и по предоставленным самими выпускниками ходатайствам от потенциальных работодателей, содержащих гарантии о сохранении вакатного места до прибытия молодого специалиста 1 сентября текущего года (пункт 18 Правил).
Согласно пунктам 20, 21 и 22 Правил в случае отсутствия вакантных рабочих мест на момент распределения молодые специалисты направляются Комиссиями на регистрацию в качестве лиц, ищущих работу, в центре занятости населения по месту жительства либо через веб-портал «электронного правительства» или Госкорпорацию «Правительство для граждан» с зачетом времени нахождения на учете в качестве безработного в срок отработки.
В случае отсутствия в регионе по месту проживания вакантных рабочих мест, лицам, ищущим работу, предлагается возможность трудоустройства в других регионах с учетом данных о базе рынка труда, содержащейся в информационном портале «Электронная биржа труда».
Персональное распределение оформляется протокольным решением Комиссии не позднее 1 июля текущего года, на основании которого вузами подготавливаются направления на работу, выдаваемые молодым специалистам не позднее трех рабочих дней с момента принятия протокольного решения (пункт 27 Правил).
Согласно Положению о комиссиях в задачу Комиссий входит взаимодействие с потенциальными работодателями молодых специалистов. Вузы должны обеспечивать трудоустройство не менее 50% выпускников в течение года выпуска и проводить мониторинг количества созданных выпускникам рабочих мест, а в случаях осуществления ограничительных мероприятий, введения чрезвычайного положения, возникновения чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера - в течение двух лет после выпуска.
Во всех вузах имеются структурные подразделения (центры карьеры), отвечающие за трудоустройство выпускников и предпринимающие практические меры по содействию трудоустройству, такие как проведение ярмарок вакансий с участием работодателей, создание внутривузовских он-лайн порталов и мобильных приложений, в которых зарегистрированы выпускники и работодатели, использование данных государственного информационного портала «Электронная биржа труда», заключение меморандумов и трехсторонних соглашений с крупными предприятиями, компаниями и организациями.
Подготовил Альберт Ахметов