Становление гражданского общества в Казахстане происходит в условиях развития рыночной экономики, и догоняющей модернизации. Модернизация общественного сознания в условиях, когда образование становится фундаментальным фактором успеха, приведет к изменению технологии взаимодействия государства и граждан.
Процесс модернизации является стадиальным, многофакторным, исторически инвариантным и обратимым; он обладает региональной и цивилизационной спецификой и протекает с различной скоростью и интенсивностью в разных общественных подсистемах и на разных этапах развития (Астана, 2017:12). Особенность развития гражданского общества в условиях модернизации общественного сознания будет отражать исторические и социально-культурные условия развития казахстанского социума.
Проведенный онлайн опрос в июне месяца 2021 года среди студентов географического и биологического факультета, и факультета философии и политологии (160 студентов) КазНУ имени аль-Фараби показали ценностные приоритеты студенческой молодежи. На вопрос «Какими ценностями вы руководствуетесь в повседневной жизни?» (таблица 1) показал высокий процент гражданских ценностей (67%), которыми полностью руководствуются молодые люди.
Остальные ответы распределены следующим образом: на втором месте патриотические ценности (64%), национальные на третьем месте (52%), религиозные оказались на четвертом месте (56%). Однако, в повседневной жизни студенческая молодежь в основном руководствуется, в большей степени, национальными ценностями (65%). Как нам кажется, что это зависит, в первую очередь, от жизненных ситуации и обстоятельств. Это касается также варианта ответа отчасти, который также демонстрирует ситуативный характер выбора, где религиозные ценности выбираются в большей степени (42%). Таким образом, как мы думаем, что в обществе чаще декларируются гражданские, патриотические ценности, но в реальности молодежь сталкивается с проблемами национального и религиозного характера.
На вопрос «Кому вы доверяете в первую очередь?», 92,3 % опрошенных отметили своих родителей. Оценка степень доверия молодежи в пятибальной шкале показали их предпочтения в наглядной форме.
Здесь можно наблюдать более высокую степень доверия неформальным агентам социализации такие как, родители, родственники и друзья, и соответственно они получают более высокий балл по сравнению с формальными агентами социализации, в лице государства, общественных организации и бизнес структуры.
Начинавшегося с мирного митинга простого народа, и превратившегося в массовый беспорядок во многих городах Казахстана протесты, особенно, в городе Алматы показали как не хватает доверия со стороны казахстанской молодежи к формальным институтам, прежде всего, государству, учитывая то, что в протестах участвовали очень много молодежи. Молодежь хочет демократических изменений, но к сожалению, она стала жертвой террористических, религиозных элементов, воспользовавшихся ситуацией. Здесь появляется и другая проблема. Она поддалась уговору террористических элементов, потому что не хватило личностного потенциала, чтобы противостоять. Если перечислить, то, что входит в состав личностного потенциала, то это, материальная обеспеченность, занятость, образовательный, культурный уровень, самодостаточность, доверие себе и другим (неформальные и формальные агенты социализации).
В ближайшем будущем заниматься социальным благополучием граждан может стать первостепенной задачей нашего государства. Не нужно гоняться за количеством, выдавая цифры за реальность, отметил Президент К.Ж.Токаев в обращении народу Казахстана (Токаев, 2022). Это означает необходимость перехода от обещаний и многословия к действию.
Создание гражданского общество непосредственно связано с повышением гражданского сознания населения, и самоответственности. Модернизация общественного сознания – это путь, которая приведет народ к самоуправлению. Где есть управление, там должно быть место и самоуправлению. Это синергетический эффект, соединяющий разнонаправленных сторон. Доверие себе, на свои способности менять не только себя, но и социальную действительность приведет к изменению. Поэтому, причины роста институционального недоверия у студенческой молодежи нужно искать не только в неправильной деятельности государственных институтов, но и неформальных агентов социализации, таких как семья, друзия и т.п. и самой личности. Таким образом, возникает комплексная работа, направленная не только на изменение самой системы, но и самих людей также.
Гульнапис АБДИКЕРОВА, Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы