Критическая масса системных противоречий в Казахстане как фактор январского социального взрыва

13090

Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в Обращении народу Казахстана 11 января 2022 года показал последствия нарушения незыблемости фундаментального единства производства и распределения национального дохода: «Созданная в стране социально-экономическая система показала достаточную эффективность в обеспечении общего роста национального дохода, но при этом является неэффективной в его распределении..».

Этот разрыв не мог не породить системные противоречия и не привести к социальному взрыву. В связи со случившимися в стране событиями, возникает необходимость выявить причинно-следственные связи нараставшего социального напряжения. Ведь внешне в Казахстане было все благополучно. Накануне 30-летия независимости страны СМИ сообщили, что по данным международной ассоциации независимых исследовательских агентств Gallup International «Казахстан вошел в пятерку стран мира с самым высоким индексом счастья населения в 2021 году».  

Закредитованное потребительское благополучие населения, инфляция, девальвация и критический внешний долг.  С первых лет рыночных преобразований в стране стали появляться атрибуты западного потребления, элементы городской социальной инфраструктуры. Государственные чиновники докладывали о растущем благополучии граждан: о насыщении потребительского рынка, о квадратных метрах жилья, построенных школах, дорожных развязках и т.д. После долгих лет тотального дефицита критический импорт товаров сократил разрыв между спросом и предложением, но увеличил внешний долг, инфляция росла, девальвация обесценила тенге более, чем в 100 раз. В последние годы товарный дефицит покрывается благодаря растущим поставкам из стран СНГ. Отечественное производство товаров потребления не восстановилось до сих пор. Соответственно не растут занятость и доходы населения. Спасением представляется неограниченная возможность брать потребительские кредиты банков и микроорганизаций. Для первоначального взноса ипотеки также привлекаются кредиты.  Возврат зачастую покрывается за счет рефинансирования. Раскручивается спираль кредитной зависимости.  Жизнь, обременённая долгами – не показатель роста доходов населения.   Возможно, поэтому в стране возросло число суицида среди взрослого трудоспособного населения.

Внешний долг страны приближается к критическому (в 2021 году 90% к ВВП). По данным Нацбанка РК, задолженность страны на 1 июля 2021 года составила $166,7 млрд. Это на $6,9 млрд, или 4,3%, больше показателя аналогичного периода 2020 года. Основная часть долга – задолженность квази-государственного сектора, частных компаний, а также межфирменная задолженность ТНК. Однако дефолты в 1995, 1998, 2014 годах были предотвращены за счет государственных ресурсов, т.е. налогоплательщиков.
Здесь высвечивается основное взрывоопасное противоречие между производственными возможностями и потребительскими предпочтениями.

Ограниченные возможности бизнеса при многочисленных «дорожных картах». В своем обращении народу Глава государства К.К. Токаев открыто заявил: «Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу: «друзьям все, остальным – по закону», а также, что олигополии «…отвлекают ресурсы государства, которые могли быть использованы для развития именно малого и среднего предпринимательства».

Создав общество иммитированного всеобщего потребления, ограниченное в возможности создавать национальный продукт, повышать реальные доходы и вынужденное жить в кредит, государство способствовало обогащению олигополий и за счет ценового механизма. Страна, богатая природными запасами, образованными трудовыми ресурсами, постоянно испытывала тиски инфляции и девальвации. Те, кто имел доступ к распределению и присвоению активов стал обогащаться, тогда как те, кто лишился возможности заработать самое жизненно необходимое скатывался в нищету не только физическую, но и социальную.

Если физическую нищету можно было «заглушить» незначительными, периодическими адресными пособиями, то для преодоления социальной нищеты потребуются годы.   

Ликвидация колхозов и совхозов привела к оттоку населения в города, т.е. к ложной урбанизации, перенаселению крупных мегаполисов необразованной молодежью и неквалифицированными работниками. Но в городах не достаточно новых качественных рабочих мест. Наследованные советской системой градообразующие предприятия были разорены, новые не созданы, несмотря на ряд государственных программ и триллионные инвестиции. 

Банковская политика не адекватна требованиям сбалансированности структуры экономики.

За все 30 лет рыночного развития в стране не достигнута сбалансированность реального и банковского секторов экономики. Монопольно высокие цены на все виды банковских кредитов – перманентный фактор неустойчивости экономики.

В странах с адекватной банковской системой маржа не превышает 6-7%, в Казахстане товар, приобретенный за счет потребительского кредита в 3-4 раза превышает его рыночную цену. Малый и средний бизнес старается не привлекать банковские кредиты. До тех пор, пока банковская система не будет ориентирована на потребности реального сектора экономики, кризисы неизбежны. В настоящее время монопольная банковская политика подавляет бизнес, который, так и не стал достаточным источником кредитных ресурсов. Межбанковские кредиты и внешние займы для формирования кредитных ресурсов не самое лучшее условие разумной ценовой политики банков.

Апологеты власти могут не видеть в этих обстоятельствах причину социального взрыва, утверждая, что «есть страны, где жизнь хуже». Во-первых, если речь идет о некоторых постсоветских, то нет гарантии спокойствия. Если о дальнем зарубежье, то в во многих развивающихся странах нищета и голод – исторически привычная проблема. А в странах постсоветского пространства социальная справедливость и равенство считались главным достоянием, остались в памяти народа гарантированный труд, доходы, образование, здравоохранение. Безработные и нищие – считались приметой другого мира. Возможно гарантии и не лучший механизм мотивации, но люди были ограждены от ощущения бесперспективности и незащищенности, соответственно и от потребности массово протестовать. Потеряв социальные гарантии, но при этом, получив «картинку» как живут в дальнем зарубежье, народ сознательно протестовал.   

Сложившаяся социальная среда. Особенно тяжелы последствия молодежной безработицы. В последние годы в регионах стали закрываться вузы местного значения. Сравнительно низкая цена обучения, близость к местам проживания были факторами экономичного и доступного образования. Возможно, уровень знаний отставал от требований министерства образования, но соответствовал базовым требованиям субъектов местного малого и среднего бизнеса, развитию которого, к сожалению, уделялась не достаточная поддержка банков и государства. При отсутствии колледжей, которые не всегда воспринимаются родителями и самой молодежью как «достойное образование», действовавшие вузы были необходимы для молодежи из семей с низкими доходами, а порой и безработными. Кроме того, образование, пусть даже не самого высокого качества, благотворно влияет на личность молодого человека. Чем можно было заняться этой молодежи? Мигрировать в города и оказаться в безнадежных поисках любой работы без определенного места проживания. 

Таким образом, появился небывалый слой маргиналов и люмпенов, который и дискредитировал мирный социальный протест. Многие участники митингов были уверены, что вливаются в ряды требующих справедливости. Оказалось, что в толпе было много хулиганов, криминалов, представивших ресурс для прикрытия террористических сил. Как известно, бесперспективность вызывает депрессию и наталкивает на поиск неправовых путей выхода из сложившихся ловушек. Может поэтому страна лидирует в мире по подростковому суициду. В семьях, где постоянно испытывают материальные проблемы, в первую очередь, страдают подростки, психика которых наиболее уязвима. В последние годы наблюдается рост суицида среди молодежи и взрослого населения.

Удивляющие административные решения отдельных ведомств:

На фоне сложившихся социальных проблем вызывает недоумение действия некоторых ведомств, например, заявление финансового регулятора о списании штрафных процентных начислений по просроченным кредитным выплатам без разъяснительного сопровождения, что стало поводом для необоснованных требований заемщиков о списании долгов по кредитам, для социального напряжения и протестных митингов заемщиков.

Не менее странным стало решение руководства ЕНПФ о повышении порога достаточности пенсионных накоплений для изъятия их избытка. Такое схематичное решение, связанное с повышением минимальной заработной платы, на фоне беспрецедентного роста цен на жилье стало ударом по надеждам населения на ипотечное жилье.

Цены на квадратный метр жилья в Казахстане не соответствуют средним доходам населения. Во время жилищного бума в большей мере выросли цены на вторичное жилье. Кроме того, казахстанцы стали скупать жилье в Турции. Вопрос: утечка резервной валюты компенсирует государству случившиеся дополнительные доходы некоторых строительных компаний? Доступное жилье для молодых семей настолько недоступно из-за бюрократических нагромождений, что проще взять затратную ипотеку и бедствовать под собственной крышей.

 

Выводы и ожидания   

Необходимы антимонопольные действия и поддержка отечественного бизнеса в реальном секторе экономики, в первую очередь импортозамещающего.

Необходим рынок корпоративных ценных бумаг как механизм перелива капитала, т.ч. и за счет IPO. Провал программы «народных IPO» -результат монополизма.

Решение Главы государства о создании Народного фонда станет эффективным механизмом изъятия сверх прибыли отдельных компаний через акцизы. Вместе с тем, в стране, где экономика не имеет механизма формирования средней нормы прибыли, сверхприбыль возникает во многих других структурах, где нет акцизной продукции. Например, в банковской системе и строительной отрасли.

Целесообразно развернуть строительную политику на регионы. Национализация земель расширила бы правовые возможности для частных инвесторов.   

Государственная поддержка села видится не только в дотациях на ведение бизнеса, но и в создании производственной и социальной инфраструктуры. Местная власть имеет административные ресурсы для организации фондов поддержки, притока инвестиций и т.п.

Удержать миграцию сельского населения в города возможно при национализации сельхозугодий и создании хозяйств на условиях государственно-частного партнерства.

Потребительские кредиты должны стать доступными только при условии выдачи платежеспособным заемщикам, т.е. при достаточном устойчивом обеспечении.

Для молодых выпускников вузов необходимо определить квоты рабочих мест. В регионах открытие центров обучения предпринимательству,  колледжей по сокращенной программе может сократить отток молодежи. Смягчить требования МОН РК к региональным вузам, не лишать лицензий, а содействовать и поддерживать формирование и развитие учебно-методической базы, преподавательского состава.

Решение кадровых вопросов в управлении экономикой непосредственно связано с системой фундаментального экономического образования. Становится очевидным, что продолжающееся доминирование бизнес-образования в ущерб фундаментального не позволяет создать категорию управленческих кадров, интеллектуальную элиту.

Мадина ТУЛЕГЕНОВА, д.э.н. профессор кафедры Экономика КазНУ им.аль-Фараби

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -