Ценообразование авиабилетов в Казахстане: ждать ли снижения тарифов?

51260
Фото: Turkystan.kz

Ценообразование на авиабилеты, когда цифры меняются каждую неделю, день или даже час, возмущает многих. В минувшую среду в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК в рамках «Ашық сағат алаңы» Комитет гражданской авиации провел zoom-конференцию, посвященную тарифам на авиабилеты по внутренним и международным направлениям. Представители четырех ведущих казахстанских авиакомпаний рассказали о ценообразовании на авиабилеты и ответили на интересующие вопросы.

Тема бюджетных авиаперелетов, одна из самых актуальных. В интернете масса всевозможной информации, зачастую противоречащей одна другой. Во избежание недоразумений смотреть следует как на официальных сайтах авиаперевозчиков, так и на сайтах проверенных авиа-агентов. Ключевой момент в том, что с целью экономии средств, бронировать билеты следует заранее, что эффективно как для внутренних, так и для международных направлений. Спикеры советуют также гибче подходить к датам поездки, смотреть цены на ближайшие дни в календаре сниженных тарифов, так понятнее в какие дни, месяца и время суток стоимость перелетов будет дешевле или наоборот дороже, от предлагаемого премиум сегмента и до лоукостеров. При выборе авиакомпании нужно внимательно ознакомиться с правилами перевозок, каков разрешен вес ручной клади и основного багажа, что опять-таки зависит от выбранного авиа-сегмента.

Так, что же в действительности происходит на казахстанском авиарынке услуг и что влияет на меняющуюся тарифную сетку нам подробно рассказали представители четырех крупнейших авиакомпаний: Air Astana, FlyArystan, Scat, Qazaq Air, Южное небо.

Спикеры пояснили, что у авиакомпаний действует система динамики, которая зависит от востребованности авиамаршрутов и от загрузки авиарейсов, скидки происходят при низком спросе на билеты, а рост цен соответственно, при повышенном спросе. По словам заместителя председателя Комитета гражданской авиации МИИР РК Салтанат Томпиевой, наблюдается ежегодный рост пассажиропотока где-то на 10%.

Казахстанскими компаниями за 8 месяцев 2022 года по внутренним и международным направлениям было перевезено 6,9 млн. человек, что на 11% выше аналогичного показателя 2021 года. Этот показатель на 23% выше до пандемийного 2019 года. В 2021 году было перевезено свыше 7 млн. человек, что по сравнению с предыдущими годами составляет рост на 64%. В Казахстане ценообразования не регулируются, авиакомпании устанавливают тарифы самостоятельно. Поэтому, сегодня мы пригласили компетентных специалистов, представляющих крупные казахстанские авиакомпании, чтобы услышать их стоимость по внутренним и международным направлениям. Услышать сравнительный анализ цен с предыдущими годами, поскольку в последнее время происходит много обращений, звучит критика в адрес Министерства и Комитета гражданской авиации. Общество считает, что тарифы значительно поднялись с начала года. Мы получали скрины, где была указана баснословная стоимость около миллиона тенге, по маршруту Астана-Алматы, но когда выясняли причину, то оказывалось, что рейс летел через Франкфурт. Если пассажир невнимательно посмотрит, то тариф может сложится через Дубаи, Франкфурт или Москву. Прокомментируйте пожалуйста так же объёмы продаж по минимальным, максимальным и средним тарифам в процентном соотношении. Салтанат Томпиева, заместитель председателя Комитета гражданской авиации МИИР РК

От авиакомпании Air Astana выступила менеджер по тарифообразованию Оксана Перлевская, началась презентация с самых востребованных направлений, а это Алматы- Астана, куда летает четыре авиакомпании, совершая в среднем 135 рейсов в неделю. - Спрос, предложение и конкурентная среда, на этих трех китах и складывается ценообразование. Построение тарифной структуры и основополагающий принцип – это применение широкого спектра тарифов. Важен сегмент пассажиропотока, а это деловые пассажиры, путешественники, отпускники, пенсионеры, студенты и т.д. На спрос влияет сезонные и суточные колебания, утренние, дневные, вечерние часы. Важно знать объём пассажиропотока и не только на своих рейсах, но знать, как обстоят дела в других авиакомпаниях. На примере тарифов Алматы-Астана, видим несколько уровней. За полугодие занятость кресел составила 88%, поскольку по данному направлению оперируют 4 авиакомпании. В результате, складывается продажа по разным уровням тарифов. За полугодие высокие классы бронирования составили 27% продаж, а это от 41 тыс тнг. до 47 560 тнг. Средние и низкие 73%, а это 11 925 тнг. и до 36 тыс. тнг. Данной динамикой мы стараемся охватить все сегменты пассажиропотока. Все понимают, что деловые пассажиры не чувствительны к ценам, им важно расписание, время вылета. Отпускники, пенсионеры, студенты приобретают билеты заранее. Наша структура старается отвечать требованиям всех имеющихся категорий. Для примера мы взяли тарифы рынка Казахстана и рынков Европы по внутренним направлениям: Турции, Великобритании, Германии, России, чтобы было понятнее, где мы видим, выводим это сравнение на 1 километр. Глядя на график видно, что действующие тарифы казахстанских авиакомпаний Air Astana и FlyArystan самые низкие. Если посмотреть Лондон – Манчестер авиакомпании British Airways у них самый высокий тариф эконом класса на сегодняшний день. Говоря о международных направлениях по доступности, то видно, что на завтрашний день тариф у Air Astana самый дешевый из предлагаемых. Стоимость авиабилета по маршруту Астана-Стамбул-Астана на 2 ноября составила 247 000 тнг., что в два раза дешевле стоимости других иностранных компаний, - отмечает она.

До конца текущего года ожидается поставка еще одного самолета Airbus A321LR флота в авиакомпании Air Astana.

фото Елены Сергиенко

Директор по управлению маршрутной сетью и доходами авиакомпании FlyArystan Ренат Абулханов отметил существенную динамику роста авиакомпании. Пассажиропоток растет такими же большими темпами. Количество маршрутов до конца этого года достигнет до 30 внутренних и 13 международных маршрутов. С начала запуска FlyArystan всего было продано более 8,5 млн. билетов, более 60% из которых было продано по цене ниже 15 000 тнг. FlyArystan нацелен на сегмент пассажиров, покупающих билеты заранее и по более низкой цене. По слайду вы можете видеть динамику стоимости билетов и их покупок, ближе к дате вылета. На ранней стадии бронируют билеты пассажиры, которые планируют свои поездки заранее, соответственно цена их намного ниже, чем та, что ближе к вылету. По внутренним направлениям цена дешевых тарифов составляет порядка 10,5 тыс. тнг. Средние тарифы, билеты на которые приобретаются приблизительно за две недели до вылета 14,5 тыс. тнг. Ближе к вылету цена составляет около 21 тыс. тнг. Если говорить в процентном соотношении, то доля низких тарифов- 30%, средних – 57%, высоких – 13%. В целом, средние и низкие тарифы составляют 87%. И 10% наших пассажиров летают впервые. К середине следующего месяца мы планируем достичь порядка 8 млн. перевезенных пассажиров. В дальнейшем нацелены на больший рост, за счет доступности предлагаемых тарифов. В целом, тарифы по внутренним направлениям составляют от 5 000 тнг. FlyArystan довольно часто проводит промоакции, недавно проходила такая акция, где билеты были по 5 000. тнг. по всем внутренним и по 25 000 тнг по международным направлениям.

Представитель авиакомпании Scat отметил, что после пандемии авиакомпания перестроила свою модель ценообразования, то есть сетка ценообразования была расширена с 12 до 60 видов тарифов, введена поштучная перевозка багажа, вместо весовой концепции. Если сравнивать с 2019 годом, то минимальный тариф на внутренней воздушной линии был от 10 тыс. тнг. в одно направление и достигал до 63 тыс. тнг. В 2020 году тарифная сетка была изменена, минимальный тариф составлял 5 тыс. тнг., а максимальный 75 тыс. тнг., то есть тарифы стали ниже, чем в 2019 году. В конце 2021 и начале 2022 года минимальный тариф стал составлять 6,5 тыс. тнг., а максимальный 89 тыс. тнг с двумя местами багажа. Если сравнивать объёмы продаж по минимальным и максимальным тарифам, то среднегодовое соотношение по минимальным тарифам от 6,5 тыс. тнг до 20 тыс. тнг., что составляет порядка 50%. По средним тарифам, от 21 тыс. тнг. до 45 тыс. тнг. порядка 40%. И по высоким тарифам, свыше 45 тыс. тнг. составляет 10%. Средняя загрузка составляет 83%, то есть 80% продаж производится по минимальным и средним тарифам. Высокие тарифы возникают при высоком спросе, когда загрузка пассажирского судна превышает 83%. На сегодняшний день средний тариф составляет порядка 26 тыс. тнг., это $55. При этом европейские лоукосткомпании декларируют безубыточный тариф на уровне 70-75 евро. По слайду сравнительной таблицы по стоимости авиабилетов по маршруту Алматы – Шымкент начинается стоимость от 12, 5 долларов в одну сторону и заканчивается тарифом $160. Для сравнения, на маршруте: Франкфурт – Вена тарифы начинаются от $79 и заканчиваются $1 225. Мы взяли для примера маршрут протяженностью 1 час, 700-800 км. Пример международного направления по маршруту Алматы - Москва на 22 и на 24 октября , где авиакомпания Scat предлагает полную стоимость перелетов 134 тыс. тнг, тогда как КТК-РФ 402 тыс. тнг., через неделю у Scat 108 тыс тнг, у РФ 293 тыс. тнг. Актау – Стамбул Turkish Airlines предлагает авиабилеты $689 в одну сторону на ближайшие даты, а Scat предлагает по тому же маршруту за $478. Тарифная политика компании считается гармоничной, учитывая потребности рынка недорогих и качественных перевозок, высокие стандарты безопасности полетов и обслуживание пассажиров. Основные доли затраты авиакомпании, при 100% заполняемости судна, 36% составляет авиакеросин 12% аэропортовые услуги и остальная доля расходов.

Коммерческий директор авиакомпании Qazaq Air отметил, что сетка их тарифов утверждена была в ноябре 2019 года и не менялась, существует 4 системы бронирования. Минимальный тариф без багажа начинается от 4 000 тнг. Тариф авиаперевозок формируется из разных факторов, большую долю из которых составляет и топливный 30% сбор, аэропортовый сбор и сопутствующие расходы по выпуску и бронированию авиабилетов. За 9 месяцев этого года Qazaq Air реализовало 80% по средней и низкой ценовой категории и 19% по категории выше среднего, до трех дней до вылета. В сравнении цен этого и до пандемийного 2019 года на большинстве маршрутов идет снижение средней стоимости билетов. Сегодняшний средний тариф за 9 месяцев этого года 18 тыс тнг. По внутреннему маршруту в западный Казахстан там билет составляет 14 тыс. тнг. Авиационный керосин за это время подорожал на 46%.

В авиакомпании «Южное небо» всегда фиксированные цены.

В настоящее время в соответствии с международной практикой, в целях развития конкуренции стоимость авиабилетов не регулируется. При этом в соответствии с Предпринимательским Кодексом РК в случаях нарушения законодательства РК в области защиты конкуренции применяются меры антимонопольного реагирования. 

В свою очередь представителями авиакомпании Air Astana было отмечено о предпринимаемых ими мерах по снижению стоимости авиабилетов, а именно открытие центра по техническому обслуживанию самолетов и центра по обучению бортпроводников и пилотов.

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -