Банкротство физлиц в Казахстане: основные положения законопроекта

1944
Фото: Informburo.kz

В январе Глава государства дал поручение разработать законопроект, предусматривающий признание физических лиц банкротом. В настоящее время по инициативе минфина разработан проект закона. Поводом для его разработки послужило чрезмерное кредитное бремя населения и тот факт, что значительная часть граждан в целом столкнулась с ухудшением своего финансового положения. Об этом на площадке Службы центральных коммуникаций сообщил вице-министр ведомства Ержан Биржанов, передает Деловой Казахстан.

«По состоянию на 1 октября текущего года 1,4 млн человек имеют просроченный кредит свыше 90 дней на общую сумму 1 450 млрд тенге (учтена максимальная задержка одного заёмщика). Число лиц, которые не в состоянии обслуживать долги более пяти лет, составляет 365 тыс. человек на сумму 504 млрд тенге (или 28% от общего числа проблемных заёмщиков). Приведённые выше статистические данные показали необходимость законодательного регулирования проблемных долгов населения. Законопроект был разработан путём создания рабочей группы совместно с государственными органами. В ходе работы был рассмотрен опыт других стран, учтены положительные моменты, которые могут принести пользу населению. В настоящее время документ направлен на рассмотрение Мажилиса» Ержан Биржанов

Как известно, 5 января 2022 года Глава государства дал поручение разработать законопроект, предусматривающий признание физических лиц банкротом.

Поводом для разработки данного законопроекта послужило чрезмерное кредитное бремя населения и тот факт, что значительная часть граждан в целом столкнулась с ухудшением своего финансового положения.

По состоянию на 1 октября текущего года 1,4 млн человек имеют просроченный кредит свыше 90 дней на общую сумму 1 449 млрд тенге (учтена максимальная задержка одного заемщика).

Количество лиц, которые не в состоянии обслуживать долги более пяти лет составляет 365 тыс.человек на сумму 504 млрд.тенге (или 27% от общего количества проблемных заемщиков).

Таким образом, предлагается ввести 3 вида процедур.

Все три процедуры инициируются только самим должником, то есть у кредитора нет права применить в отношении должника указанные процедуры.

Первая процедура: Внесудебное банкротство, граждане смогут применить при следующих условиях:

  1. долг перед Банками, микрофинансовыми организациями и коллекторами не превышает 4,9 млн. тенге (1600 МРП);
  2. отсутствует официальный доход или доход не превышает прожиточный минимум – 36018 тенге.

При этом у должника не должно быть имущества и необходимо провести процедуру урегулирования с банком по долгам.

Внесудебное банкротство можно применить исключительно по долгам перед банками, МФО и коллекторскими агентствами.

Последствия, которые возникают с момента применения внесудебного банкротства:

  • сроки долговых обязательств считаются истекшими;
  • запрет кредиторам требовать от должника исполнения обязательств;
  • прекращение начисления неустойки (пени, штрафов) и вознаграждения;
  • приостанавливается исполнение решения судов о взыскании долга;
  • запрет должнику совершать сделки по получению займов, выдачи гарантий и поручительств.

Внесудебное банкротство будет начинаться на веб-портале «электронное правительство». Затем, посредством информационной системы будет проводиться автоматическая сверка с данными заинтересованных государственных и иных органов на предмет соответствия должника входным критериям.

По долгам свыше 4,9 млн.тенге и по остальным видам долгов граждане смогут применить судебное банкротство.

В ходе данной процедуры имущество должника подлежит реализации на торгах.

Вырученные средства направляются на погашение долгов перед кредиторами в соответствии с установленной очередностью.

Если единственное жилье является предметом залога, то кредитор будет вправе его изъять в ходе судебного банкротства.

Если единственное жилье не является залогом, кредиторы не смогут на него претендовать.

Оставшаяся непогашенная сумма подлежит списанию при условии отсутствия признаков недобросовестности должника (сокрытие имущества или информации о нем, предоставление ложной информации и т.д.).

Однако, долги по алиментам и ущербу причиненному жизни и здоровью другого человека списанию не подлежат.

Процедуру судебного банкротства осуществляют финансовые управляющие в состав которых входят:

  • Администраторы, осуществляющие процедуру банкротства юридических лиц и ИП;
  • Профессиональные бухгалтера;
  • Юридические консультанты;
  • Аудиторы.

Третья процедура, это процедура восстановления платежеспособности предусматривающая возможность получения в суде рассрочки на оплату долгов (до 5 лет), при наличии стабильного дохода. План восстановления разрабатывается совместно с финансовым управляющим и утверждается в суде.

Преимуществом данной процедуры является то, что после него человек не обретает статус «банкрот», следовательно, на него не расспространяются последствия, предусмотренные для банкрота.

Последствия, которые возникают после банкротства:

  1. проектом предусмотрено ограничение на получение займов и кредитов в течении 5 лет;
  2. повторно применить банкротство граждане смогут только через 7 лет;
  3. предусмотрено проведение мониторинга финансового состояния банкрота в течение 3 лет после банкротства

Данный законопроект внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента 29 апреля.

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -