В рамках задач по формированию «слышащего государства», поставленной Главой государства Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана, а также в рамках деятельности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) по защите прав потребителей финансовых услуг Председатель Агентства Мадина Абылкасымова провела очередной прием граждан, передает DKNews.kz.
В ходе приема были рассмотрены вопросы оказания гражданам содействия в рамках Программы рефинансирования жилищных (ипотечных) займов (далее - Программа) и деятельности Рабочей группы при Агентстве по координации и анализу работы с обращениями физических и юридических лиц.
Мадина Абылкасымова отметила, что ни одно обращение не останется без внимания, все озвученные гражданами вопросы будут исполнены с соблюдением норм законодательства.
В 2022 году в Агентство поступило порядка 35,3 тыс. обращений от граждан, снизившись на 17,6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. 65% (22,8 тыс.) всех обращений приходится на банковский сектор. Обращения по вопросам деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, составляют 20% (7 тыс.), на иные организации приходится 15% (5,5 тыс.) от общего количества рассмотренных обращений.
На регулярной основе осуществляется мониторинг за реализацией единого порядка урегулирования просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам граждан. В 2022 году за реструктуризацией займов в банки обратилось 357,8 тыс. заемщиков, из которых одобрены изменения в условия заключенных договоров банковского займа 261,5 тыс. заемщикам или 73,1%. В микрофинансовые организации обратилось с заявлениями о реструктуризации задолженности по микрокредиту 239,1 тыс. заемщиков. Из числа рассмотренных, были удовлетворены заявления 181,3 тыс. заявителей (75,8% от числа обратившихся).
Для оперативного взаимодействия с населением в Агентстве функционирует call-центр. За 2022 год от граждан поступило порядка 19 314 звонков от физических и юридических лиц, что на 41% больше по сравнению с 2021 годом (7 973).
Мадина Абылкасымова также отметила, что вопросы, касающиеся защиты социально-уязвимых слоев населения (далее - СУСН), находятся на особом контроле Агентства. Так, за весь период реализации Программы рефинансированы займы 45,5 тыс. заемщиков на сумму 323,3 млрд тенге. С учетом изменений, внесенных в Программу в 2022 году, меры поддержки на сегодня получили 10 тыс. заемщиков – СУСН на сумму 66,2 млрд тенге. До 1 июля 2023 года дополнительно планируется охватить порядка 1 тыс. заемщиков.
Благодаря принятым мерам в рамках Программы и развитию льготной государственной программы ипотечного кредитования доля проблемных займов физических лиц с просрочкой более 90 дней в ипотечном портфеле банков снизилась с 30% в 2015 году до 0,7% на 1 декабря 2022 года.
На еженедельной основе с участием представителей Агентства проводятся заседания Комиссии по рассмотрению жалоб заемщиков (далее - Комиссия). В 2022 году проведено 59 заседаний Комиссии, по результатам которых вынесены 238 решений о рефинансировании займов по Разделу 1 и 2 Программы и 336 рекомендаций об оказании дополнительной помощи по Разделу 2-1 Программы.
Глава финрегулятора отметила, что защита прав потребителей финансовых услуг является одной из наиболее важных задач Агентства, прием граждан будет проводиться на системной основе.
По вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг обращайтесь в Call-центр по номеру: 1459 или +7 (727) 237 1000.
График работы с пн. до пт., с 09:00 до 17:00 часов