По итогам прошедшего года было зарегистрировано 139,6 тыс. новых автомобилей возрастом до 2-х лет. В сравнении с прошлым годом количество зарегистрированных автомобилей выросло на 7,35%, передает DKNews.kz.

В прошедшем году казахстанский авторынок находился под воздействием таких факторов, как дефицит автомобилей на мировом рынке, существенное сокращение поставок из России, а также задержки грузов со стороны КНР.
При этом мировые продажи автомобилей составили 81 млн. ед., таким образом глобальный рынок показал снижение на 2% к уровню 2021 года. Также стоит отметить, что во всём мире за прошедший год было произведено 85 млн. автомобилей, что на 6% больше по сравнению с показателем 2021 года, но на 8% меньше в сравнении с показателем 2019 года. Согласно имеющимся оценкам, дефицит товарных автомобилей на мировом рынке составляет 10 млн. ед.
ТОП-5 брендов в 2022 году
В пятёрку наиболее востребованных брендов вошли Chevrolet – 34,6 тыс. (+17,2%), Hyundai – 31 тыс. (+27,7%), KIA – 16 тыс. (+48,4%), Toyota – 13 тыс. (-21,7%) и LADA – 7,9 тыс. (-14,9%). Прочие бренды – 37 тыс. (-6,2%).

По итогам отчётного периода на долю пятёрки наиболее популярных брендов приходится 73,4% рынка новых автомобилей.
ТОП-10 моделей в 2022 году
В рейтинге наиболее популярных моделей за прошедший год произошли заметные изменения. В частности, из ТОП-10 выбыли модели Hyundai Accent и KIA Rio, поставки машинокомплектов для них осуществлялись с российского завода. То же касается VW Polo и Toyota RAV4, а также модели Camry, которая сместилась с четвёртой на шестую строку рейтинга. Часть из почти 3,5 тыс. зарегистрированных Camry была продана из складских остатков официальных дилеров, а часть – поставлена с зарубежных рынков серыми дилерами и частными лицами.

Несмотря на выбытие из ТОП-10 модели RAV4, спрос на кроссоверы данного ценового сегмента остаётся устойчивым – в десятку популярных моделей вошли Tucson и Sportage, локализованные на казахстанских заводах в Алматы и Костанае.
Серый импорт
В данном обзоре к категории «Серый импорт» отнесены автомобили возрастом до 2 лет, которые самостоятельно ввезены владельцами либо поставлены серыми дилерами с целью дальнейшей реализации на территории Республики Казахстан. Все эти автомобили зарегистрированы официально, с уплатой всех необходимых платежей (таможенная пошлина, утилизационный сбор и проч.) и получением ГРНЗ.

По итогам 2022 года серый импорт новых автомобилей продемонстрировал незначительный рост и составил 11,6% первично зарегистрированной техники. Год назад этот показатель составлял 11,1%.
Наиболее существенная доля серого импорта приходится на автомобили марки Toyota – это 26,6% от зарегистрированных авто данного бренда. Как правило, серые дилеры и частные лица завозят в Казахстан автомобили, адаптированные для рынков стран Персидского залива.
Покупатели автомобилей: гендерная структура

Несмотря на то, что женщины в 2022 году приобрели примерно такое же количество автомобилей, как и в 2021 году (38,8 и 38,2 тыс. ед. соответственно), их доля в общем объеме уменьшилась. В свою очередь мужчины приобрели практически на 10 тыс. автомобилей больше: 78,9 и 69,5 тыс. ед. соответственно.

Что касается модельных предпочтений, то следует отметить, что практически в 3 раза (3049 и 1037 машин) выросли покупки Tucson представительницами прекрасного пола. Тем самым отчасти компенсировав выпадение из первой десятки RAV4, который по итогам 2021 года занимал 6 место (1767 машин) в ряду женских предпочтений. У мужчин же произошла двойная рокировка. Поменялись местами Hyundai и Chevrolet, которые занимал первые 2 строчки рейтинга 2021 года, а также Toyota и KIA располагавшиеся на 3 и 4 позициях.
Заключение
Мировое производство автомобилей в 2022 году достигло отметки 85 млн. единиц. Исходя из допандемийных показателей, мировой дефицит составляет ~10 млн. автомобилей. При этом продажи новых автомобилей в мире снизились на 2% к уровню 2021 года.
В большинстве стран игроки на автомобильном рынке отмечают резкий рост стоимости перевозки автомобилей на морских судах: сейчас средняя стоимость варьируется в коридоре $120-150 за кубический метр груза, тогда как год назад она составляла $30. Очевидным образом это сказывается на стоимости товарных автомобилей, западные коллеги заявили об этом первыми.
Из 38 стран-автопроизводителей лидеры роста Малайзия (+46%), Узбекистан (+38%), Индонезия (+31%). Наиболее значительное снижение показали Украина (-82%), Сербия (-79%), Россия (-61%).
В Казахстане за прошедший год официальные дилеры реализовали 124 тыс. новых автомобилей, рост продаж за прошедший год составил 5,5%. Это скромный показатель, если сравнивать с тем, как рынок рос на отрезке 2017-2021, тем не менее, Казахстан вошёл в список стран, в которых зафиксирован рост продаж новых авто: Китай, Индия, Мексика, Иран, Индонезия, Турция, Малайзия и Таиланд.
В 2022 году на отечественный рынок воздействовали такие факторы, как сохраняющийся во многих сегментах дефицит автомобилей, прекращение поставок автомобилей с заводов в Российской Федерации (Toyota, VW, Renault и др.), а также ставшая более сложной и дорогой логистика.
Тем не менее, казахстанским игрокам удалось сохранить рост, благодаря налаживанию поставок из Китая и самое главное – наращиванию производства внутри страны. За 2022 год в Казахстане выпущено больше 100 тыс. легковых авто – это рекордный показатель для отрасли.