Служба и жизнь в одном потоке

58905

Выход на заслуженный отдых – это очередной этап долгой интересной и полезной жизни.

Эти слова можно смело отнести и к подполковнику запаса Бахытжану Бердиеву.

Да, отдыхать он не привык. Сегодня Бахытжан Абдуалы является Председателем Совета ветеранов Нацгвардии РгК «Батыс». Предоставим ему слово в нашей двухлетней рубрике.

- Начнем, как всегда, с классики. Где берет истоки Ваша военная дорога?

- Начался мой жизненный путь в простой трудовой семье. Родился я в Южно-Казахстанской области, в Ленгерской районе (сейчас это Толебийский район Туркестанской области), в селе Галкино (сейчас называется Зертас) 23 декабря 1969-го года.  Родители у меня обычные люди. Отец мой Абдуалы Бердиев работал всю жизнь водителем.

Мама моя Мария Бердиева трудилась в колхозе «Большевик» дояркой. Мама окончила свой жизненный путь в 1996 году, папа - в 2020-м году в возрасте 80 лет. 
Вырос я в многодетной семье. В детстве нас было шестеро: две старшие сестры, я, один братишка и две сестренки. К сожалению, одна из сестер умерла еще в двадцатилетнем возрасте в 1988 году, когда мне было всего 18 лет. Сегодня нас живых, шесть человек, и у каждого – своя семья: дети, внуки.

Если вспоминать про детство, то в первый класс я пошел в далеком 1977-м году в совхозе имени Большевик. Самыми любимыми учебными предметами стали казахский язык и математика. 

Кадетом не каждый может быть

- А как начался путь в военный мир?

- Если кратко, то в 1985-м году закончил восемь классов и поступил в Республиканскую Специализированную школу-интернат (кадетский корпус) в городе Чимкент (Шымкент). Это была военизированная школа. Сейчас такая школа носит имя генерала Сабира Рахимова. 

Кадетом я стал не случайно, а под влиянием учителя, который вел НВП (начальную военную подготовку). Помню, как нас, восьмиклассников собрали в клубе (актовом зале) и военрук произнес вдохновляющую парней речь о том, что открылась республиканская специализированная школа с трехлетним обучением, и мы, юноши можем стать ее кадетами, а оттуда поступить в военное училище. 

Я тогда подошел к военруку и сказал, что хочу стать военным. Дома отцу тоже сказал про свое желание. Отец возразил: «Зачем тебе?», но я был тверд: «Давайте испытаем». Получилось так, что поступил. 

Поступить было нелегко. Медкомиссию многие кандидаты не прошли по состоянию здоровья. Проверка спортивных данных тоже отсекла слабых - бег на один километр. подтягивание на турнике. Но я всё одолел, в т.ч. и вступительные экзамены (казахский язык и математика). Потом члены мандатной комиссии беседовали с каждым поступившим, спрашивали, зачем поступаешь. Я ответил просто, что хочу защищать Родину. 

Вскоре мы надели кадетские погоны, и нырнули в военную жизнь во всей красе: от режима дня до боевой подготовки. Жили в казарме как в военном училище. По субботам-воскресеньям нас баловали увольнением в город. Остальные дни учились и жили строго по-казарменному. 

- Как я понял, в то время с Вами произошла одна интересная история. Можете подробнее рассказать?

- С удовольствием расскажу. В год начала моей взрослой жизни произошел интересный случай, который показал одну верную истину – не бойся идти к главной цели. В те дни, помню, один рабочий Сергей производил в нашем доме ремонт – делал двери. Помимо таланта ремонтника он обладал еще и искусством красивого почерка, которым я и пожелал воспользоваться. Однажды я обратился к нему: «Дядя Сережа, я хочу поступить в военное училище, давайте напишем письмо Министру обороны». К нашему удивлению, из Министерства обороны пришел ответ, что они полностью поддерживают желание стать военным. Естественно, я решил воспользоваться ответом и показал его членам комиссии, и тогда председатель сказал: «Вы молодец и Вы сразу зачислены». Хотя я и так прошел медкомиссию, физо, экзамены. 

Все эти события прошли за два дня в Шымкентском областном военкомате. Медкомиссию, физо и экзамены юноши проходили за один день, хотя их с районов приезжало великое множество. Помню, как меня привезли утром родители и ждали до вечера, стояли на улице. А я им только рукой махнул с окна. Они обрадовались, прокричали, что я молодец. Вместе мы все трое, счастливые, поехали домой. 

Долгожданные занятия начались с 1 сентября. Но за неделю до начала учебы, а точнее 25 августа я уже был там. Получение военной формы, переодевание – вот и все, ты уже больше не гражданское лицо. 

Кстати, запомнил, как я пытался забрать свои документы со школы. Учителя и администрация ко мне относились очень хорошо, ведь я был примерным учеником, и даже старостой в 8-м классе, который был очень дружный и тоже не хотел со мной прощаться. Все хотели, в т.ч. и директор, чтобы я остался до самого выпускного. Но я был неумолим. Тогда в школу пришел отец и все объяснил, после его визита документы мне отдали, и дорога в военную сферу была открыта раз и навсегда. 

- Как шла Ваша учеба за закрытыми дверями?

- Учился в спецшколе хорошо, хотя положительные оценки давались нелегко из-за языкового барьера в первое время. Ведь до прихода сюда я восемь обычных классов закончил на государственном языке, в новом же для меня учебном заведении обучение шло на языке, образно говоря, Пушкина и Лермонтова. А в старой школе русский язык был у меня на уровне разговорной речи.  Но благодаря личному упорству и окружающей среде я быстро освоился. Когда заканчивал военную школу в 1988-м году, то мне еще не было 18 лет. Помню, как нас, второй выпуск, после окончания в июле 1988 года собрали и повезли нашу роту в солнечный Алматы. 

Там мы жили в общежитии Алматинского государственного медицинского института, проходили медкомиссию, сдавали физо и экзамены. Нас, приехавших – было три школы (Шымкент, Караганда, Алматы). Так мы узнали, что такое вступительные экзамены в военные училища Советского Союза. 

Будни и радости в Ташкенте

- Как Вы стали курсантом военного училища?

- После спецшколы я выбрал общевойсковое училище. Дали три места – в Киеве, в Баку и в Ташкенте. Я выбрал Ташкентское общевойсковое училище. Кстати, предметы, которые мы сдавали были классическими: русский язык (диктант), физика и математика. Помню, как на экзамен по физике, передо мной зашло четверо кандидатов, а я пятый – за дверью. Неожиданно для меня, преподавательница позвала меня и спросила: «Будете сдавать без подготовки?». Несмотря на мое сопротивление, она чуть ли не силой затащила меня на «эшафот». Пришлось сдавать без подготовки. Вытянул билет про плавающие тела. Задача попалась нелегкая, но мне повезло, ибо «фея» подсказала формулы. Я их написал на доске. Затем туда «нырнули» числа и экзамен был сдан. С замиранием сердца ждал оценку. И о, чудо: «Идите, пять». Потом дошло, что учительница добавила один балл за ответ без подготовки.

Пятерка за физо и четверка за диктант плюс медкомиссия, и в итоге я поступил в Ташкентское высшее общевойсковое Краснознаменное ордена Красной звезды командное училище имени Владимира Ильича Ленина. В народе его называли – Ленинское училище. 

- Что больше всего запомнилось из курсантских лет?

- Военную присягу мы приняли 1 августа и начались четыре года плодотворной военной учебы. Самым тяжелым оказался первый курс, потому что гоняли нас не слабо. В роте было как положено четыре взвода, причем первый и второй – обычные, а третий и четвертый отличались горноштурмовой подготовкой (готовили для отправки в Афганистан). Но в 1989-м году советские войска покинули ДРА, и в 1990-м году горную подготовку отменили после второго курса. 

С третьего курса ввели правило, что курсантам разрешен свободный выход в город три раза в неделю: в среду, субботу и воскресенье. С четвертого курса жизнь стала еще прекрасней – уже полностью свободный выход даже с ночевкой в городе. Кстати, женатые курсанты уже с третьего курса жили отдельно. 

У нас, кстати, учились со всех союзных республик. Например, в нашем отделении сержант по национальности был русским, потом шли двое украинцев, один кыргыз, я казах, еще двое русских, и один из Башкирии, Ринат. Мы вместе стреляли с БТР, БМП, становясь настоящими друзьями. Увы, спустя много лет он, участник двух чеченских войн, умер. Не все сокурсники, участвовавшие в боевых действиях, живы сегодня: кто погиб, кто скончался от ранений, кто умер от болезней.

- А можете рассказать какой-нибудь интересный случай из курсантской жизни? 

- Постараюсь. Когда был курсантом, пошли мы как-то раз в очередное увольнение. Но было незыблемое правило, точнее расценка. Одно воскресенье в городе стоило трехкилометровый кросс, причем всем учебным подразделением. А хочешь получить второе городское воскресенье, то, товарищи курсанты, совершайте марш-бросок в полной амуниции (на тебе все, что должно быть на случай тревоги). Это полный «кайф», когда в 11.00 весь курс совершает такой мощнейший по нашим понятиям марш-бросок. В принципе все это вполне реально для молодых здоровых ребят. Но время-то засекали по последнему курсанту, т.е. тому, кто бежал в хвосте. И если этот «герой» не укладывался в общепринятый норматив, то извините, но воскресенье провести придется не в городских парках и кинотеатрах, а в «любимой» казарме. 

Кстати, по росту, я был самым маленьким в своем учебном взводе, но это не мешало мне быть одним из лучших в спорте. Главное – было другое, если взвод опоздает, т.е. не уложится в норматив, то никто не пойдет в увольнение. А тут еще такой нюанс – в нашем взводе украинцы были самые крупные. И один из них, Олег Фещенко, с трудом одолевал дистанцию. Поэтому я и один мой друг из Кырзызстана, Жаныбек Каныбеков, тащили автомат и вещмешок Олега, чтобы он не упал на полдороге. Так как «комиссия» не следила за всем маршрутом, то где-то в середине пути мы снимали с Олега всю амуницию, и он бежал налегке. А ближе к финишу, то надевали на него.

Поэтому, когда никто из офицеров не видел, то наш великан бежал налегке. Так что в норматив наш взвод укладывался п потом мы, счастливые, уходили в увольнение. 

На физо мы бегали и на трехкилометровую дистанцию, причем всегда первым прибегал Жаныбек (я – вторым). Кстати, он спустя много лет стал заместителем Министра обороны – начальником штаба Кыргызской Республики. Он сейчас – заместитель руководителя администрации своей страны. Я его нашел через интернет и теперь мы снова активно общаемся. Правда, в Кыргызстан я не ездил, хотя надо бы. А ведь он часто бывает в Алматы, так что в будущем мы можем встретиться. Еще один факт. Со мной учился Марат Канагатов (его должны знать многие офицеры войск правопорядка), только на два курса старше. Так что про курсантские будни можно рассказывать бесконечно – газеты не хватит.

Ташкент-Каракемер-Уральск

- Как началась офицерская карьера?

- После окончания училища в 1992 году мы на себе испытали все «прелести» развала Союза. Я тогда остался в Ташкенте, меня взяли на Высшие курсы МВД СССР, стал командиром взвода курсантов. Через три месяца курсы переименовали в Ташкентское высшее военно-техническое училище МВД Республики Узбекистан. Командовал взводом курсантов-финансистов в финансово-экономической роте и с той поры (мир тесен) знаю курсанта Бердышева Аскара, который затем успешно служил в наших Внутренних войсках, дойдя до должности начальника БФУ Комитета ВВ МВД РК (он стал преемником полковника Дамелы Хамитовной Ибраевой), стал полковником и  вышел на пенсию. 

В 1994-м году я был назначен командиром роты курсантов. Вскоре появилась возможность перевестись в родной Казахстан. Неоднократно обращался по рапорту к начальнику училища с просьбой отпустить на Родину.

В 1997-м году взяв отпуск, съездил в Алматы и зашел к полковнику Оралбеку Миртаеву, начальнику управления кадров. Он провел беседу со мной, посмотрел документы. Вскоре кадровики направили отношение в Ташкент. Когда пришел этот документ, то я зашел к начальнику училища и сказал, либо Вы меня отпускаете, либо я самовольно покину Республику Узбекистан и вернусь домой. Начальник училища ответил: «Пару месяцев поработай, найдем смену (дело было летом) и отпустим». В итоге меня продержали до декабря. 

17 декабря 1997-го года я приехал с выпиской приказа о переводе в Республику Казахстан. Шли праздничные дни. 18 декабря я зашел к полковнику Миртаеву и получил выписку из приказал. Меня направили по согласованию в Каракемер, в воинскую часть 6654, на должность командира курсантской роты. 

В апреле 1998-го года получил капитанские погоны. В 1999-м году меня назначили старшим помощником начальника учебного отдела (боевая подготовка) в Каракемере.

Через полгода стал заместителем начальника этого же отдела. 

В 2000-м году присвоили досрочно звание майор. В ноябре этого же года мы принимали очередное учебное подразделение. Все шло обычным чередом. Но на меня обратил внимание полковник Алмас Алиевич Куренкеев, который тогда был заместителем командира учебной бригады. Он походатайствовал, чтобы я рос, а не сидел долго на одном месте. И расти нужно в войсках. 

В ответ на это пожелание полковник Щегольков, начальник управления боевой подготовки Главка сказал: «Пусть растет» и добавил, если будут должности в войсках, то пожалуйста. Например, мол, есть должность начальника отделения боевой подготовки в воинской части 5515. 

А так получилось, что именно полковник Куренкеев был заместителем командира воинской части 5515 (бригада) до своего прихода в Каракемера. Он созвонился с кем надо, и мне дали отношение, по рекомендации двух полковников: Куренкеева и Щеголькова. Вскоре вышел Приказ о моем новом назначении. В январе 2001-го года я приехал в Уральск, в воинскую часть 5515 на должность начальника отделения боевой подготовки. Началась «западная» жизнь. В октябре того же года стал начальником штаба головного полка в воинской части 5517. В феврале 2006-го года был назначен на должность заместителя начальника штаба – начальника оперативного отделения воинской части 5515 (бригады). В октябре стал заместителем начальника штаба бригады. В апреле 2007-го года стал командиром воинской части 5546 (город Атырау).

Оттуда был назначен на должность заместителя начальника штаба бригады. В 2012-м году ушел на пенсию по состоянию здоровья.

- Как сегодня идет жизнь на заслуженном отдыхе? 

- С 2016-го года по настоящее время являюсь председателем совета ветеранов РгК «Батыс». Когда вышел на заслуженный отдых, то купил дачу. С той поры с удовольствием занимаюсь дачным хозяйством – выращиваю помидоры, огурцы, болгарский перец, картофель и даже дыни. Оказывается, в Уральске, дыни растут.

Супруга моя – Айсулу Ахмедовна Ямангулова, на пенсию вышла в августе 2022-го года. До этого она служила в воинской части 5515, была сержантом. Теперь мы вместе занимаемся дачным хозяйством. Но в первую очередь, воспитываем внуков. Детей у нас пять, и внуков пятеро.
Как видите, хобби у меня простые – помимо дачи еще и рыбалка, минимум раз в неделю ездим на рыбалку. Иногда играем в боулинг, ведь недавно открылось боулинговое здание, вот там и бросаем мячики. 

Кстати, у нас есть в РгК «Батыс»  своя ветеранская волейбольная команда, которая собирается по вторникам и четвергам. Успешно участвуем в ежегодных соревнованиях среди ветеранов органов внутренних дел Западно-Казахстанской области и стабильно занимаем первое-второе места. Образно говоря, чередуемся с командой Дорожной полиции (бывшие ГАИ). 

Так, что жизнь бьет ключом у ветеранов, точнее бьет мячом.

Беседовал подполковник запаса  Алтай Сиырбаев

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -