Борьба с контрафактом: как нововведения помогут казахстанским ювелирам?

1204
Фото: pixabay.com

В середине текущего года в Казахстане вступят в силу новые требования по обязательной цифровой маркировке ювелирных изделий. Нововведение должно помочь решить главную проблему казахстанских ювелиров — вывести из тени всех нелегальных производителей и продавцов и привести к конкурированию в равных условиях. По данным руководителя Лиги ювелиров Казахстана Кайсара Жумагалиева, доля оборота ювелирных изделий казахстанских производителей, работающих легально, крайне мала — всего 2%.

«На ювелирном рынке Казахстана с его триллионным годовым оборотом 98% объёма составляют контрабандные и контрафактные изделия. Государство ежегодно недополучает многомиллионные налоги. Тысячи граждан, задействованных в этой сфере, соглашаются на заработную плату „в конвертах“. Сотни тысяч потребителей приобретают ювелирную продукцию сомнительного качества. В этой схеме отмываются миллионы долларов, заработанных нечестным путём», — сообщает руководитель отраслевого объединения.

По мнению эксперта, к такой ситуации в Казахстане пришли после отмены системы лицензирования ювелирной отрасли в 2014 году. Идея изначально была направлена на уменьшение барьеров для бизнеса, а в итоге страну захлестнула волна контрабандной продукции из России, Турции, Китая, Кыргызстана. Печальный итог: государственный контроль в отрасли вовсе был утрачен.

По предварительным подсчётам Кайсара Жумагалиева, в настоящее время в стране действуют от 10 до 15 крупных подпольных цехов по производству «ювелирки», которые выпускают до 300 тыс. изделий в месяц. Кольца, цепочки, серьги, подвески из сырья неизвестного происхождения реализуются под видом российских, турецких и европейских ювелирных брендов.

Впрочем, для тех, кто работает легально, ситуацию нельзя назвать оптимистичной. Судя по официальным данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, последние два года промышленное производство ювелирных изделий в стране стагнирует. В январе–декабре 2022-го наблюдалось уменьшение объёма выпуска в секторе в реальном выражении, согласно индексу промышленного производства, в пределах 0,8%, в прошлом году — ещё на 17,8%.

В стоимостном выражении с 2019-го по 2022 год в ювелирной промышленности был отмечен рост. Но значимым его можно было назвать только в 2021-м, когда показатель увеличился сразу на 61,8% (реальный физический объём выпуска тогда вырос на 53,8%). В остальные годы увеличение было незначительным, оно даже не достигало инфляционных коэффициентов. Прошлый год для отрасли вообще трудно назвать успешным. Сократился и физический, и стоимостный объём (минус 9,9%).

В целом за 2023-й ювелирная промышленность Казахстана произвела продукции всего на 1,2 млрд тг, или чуть больше 2,6 млн. долл. США по среднегодовому курсу Нацбанка РК. Это в несколько десятков раз меньше стоимостного объёма импортных изделий, завозимых в Казахстан.

Отчёты Комитета госдоходов Министерства финансов РК за январь–ноябрь прошлого года свидетельствуют о том, что за этот период в страну было легально ввезено различных ювелирных изделий на 152,5 млн долл. США, бижутерии — ещё на 35,7 млн долл. США. В сравнении с аналогичным периодом 2022-го наблюдался рост в денежном выражении в 1,7 раза. Однако динамика стоимостного объёма «ювелирки» не коррелирует с показателями физического объёма импорта. Он уменьшился почти в пять раз. Это связано со сокращением поставок из России.

Главная цель введения цифровой маркировки — вывод из тени нелегального бизнеса, борьба за качество товаров, защита потребителей от подделок. К этому же стремились казахстанские законотворцы, когда ввели обязательную маркировку сигарет, обуви, некоторых видов лекарств, которая, кстати, уже показала первые результаты. Так, по данным Министерства финансов РК, после введения требований по маркировке обуви с 1 ноября 2021 года в Информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров (ИС МПС) были зарегистрированы 3,7 тыс. участников-производителей. Это позволило увеличить поступления от таможенных пошлин и НДС с 7,8 млрд тг в 2021-м до 30,7 млрд тг по итогам прошлого года. Несмотря на некоторое сопротивление, с которым изначально было встречено нововведение, крупные экспортёры приняли требования Казахстана и подстроились. Легальные поставщики из Китая и Узбекистана заявили о своей готовности бесплатно наносить код маркировки на обувь и передавать всю необходимую информацию.

В настоящее время в пилотном режиме в Казахстане проходит введение цифровой маркировки для лекарств, моторных масел, пива. В ювелирной промышленности «пилот» был анонсирован ещё в марте 2022 года. Тогда Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров предлагал производителям принять участие в эксперименте и подготовиться к введению новых требований. В течение года для всех желающих проводились обучающие семинары по теме. Времени на подготовку было полтора года. По данным Министерства промышленности и строительства РК, продажа остатков немаркированных ювелирных изделий пока разрешена, а после вступления в силу новых требований о маркировке планируется внести изменения в КоАП РК и ввести штрафы за реализацию «ювелирки» без специальных кодов.

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -