Новый законопроект, направленный на регулирование деятельности игорного бизнеса, вызвал немало споров среди казахстанцев. Предложение ввести запрет на размещение наружной и диджитал рекламы букмекерских контор, по их мнению, позволит снизить уровень лудомании в стране. Однако «бросая спасательный круг» одним, такое решение может негативно сказаться на других участниках рынка. Как показал опыт запрета рекламы алкоголя и табака, подобные меры не привели к желаемым результатам – уровень их потребления в Казахстане остается довольно высоким. Более того, запрет рекламы алкоголя и табака нанес серьезный ущерб всей рекламной индустрии и связанным с ней сферам по всей стране: сотни агентств, типографий, производственных компаний и др. потеряли существенную часть доходов, что привело к сокращению рабочих мест и налоговых поступлений. Велика вероятность, что запрет рекламы букмекеров приведет к еще худшим последствиям.
Во-первых, произойдет сокращение налоговых поступлений от рекламы. На сегодня букмекерские конторы являются одними из крупнейших рекламодателей и налогоплательщиков в Казахстане. Ежегодно они вносят в казну порядка 100 млрд тенге. Если говорить, к примеру, про наружную рекламу, то, согласно эстимации нашего агентства, в среднем за 2023 год расходы букмекеров только по городу Алматы составили свыше 1,5 млрд тенге. Доля букмекеров в других городах Казахстана составляет порядка 20% от общего объема региональной наружной рекламы и это хорошая поддержка малого и среднего бизнеса, особенно для регионов, где спрос на наружную рекламу гораздо ниже, чем в городах-миллионниках. Размещая рекламу во всех городах страны, БК способствуют не только развитию МСБ (рекламные агентства, операторы наружной рекламы, телеканалы, радиостанции, интернет-площадки, полиграфия, event-индустрия), задействованных в разработке, установке и обслуживании рекламы, но также росту рабочих мест и дополнительным налоговым отчислениям в лице поставщиков услуг. А учитывая мировую тенденцию по диджитализации форматов наружной рекламы, букмекеры, инвестируя бюджеты в «аутдор», отчасти, способствуют её трансформации и появлению нового «инвентаря» на рынке.
Во-вторых, значительно увеличивается риск появления фишинговых сайтов, стремящихся заполучить данные счетов и пароли казахстанцев при регистрации на сайте «букмекера». Из-за отсутствия рекламы легальных операторов азартных игр и/или пари, где обязательным условием является указание официального сайта, контактов и номера выданной лицензии, люди могут «клюнуть» на рекламу мошенников. В результате, произойдет многократное увеличение пострадавших от интернет-мошенничества, которое с каждым днем набирает популярность и актуальность в силу развития цифровизации всех сфер жизнедеятельности. Таким образом, борьба с лудоманией, с которой призван бороться законопроект о запрете рекламы, в результате не только усугубится, но и может создать дополнительные проблемы для государства.
В-третьих, отсутствие «открытой рекламы» может многократно сократить поддержку развития спорта в Казахстане. Букмекерские компании являются важными спонсорами казахстанского спорта – ежегодно они инвестируют порядка 4 млрд тенге в развитие профессиональных команд, федераций, детского и юношеского спорта. К сожалению, ни одна другая отрасль не несет такие финансовые расходы по оказанию поддержки как индивидуальным, так и командным видам спорта в Казахстане. Сократив возможность публично рекламироваться, беттинговые компании, вероятнее всего, будут вынуждены сократить затраты на строительство новых полей, реставрацию стадионов и инфраструктуры, закуп инвентаря, проведение турниров, поддержку молодых спортсменов и спонсорство спортивных телеканалов в разрезе покупки международных трансляций. И тогда все затраты упадут на плечи государства.
Как итог, велика вероятность релокации всех БК (в настоящее время в реестре букмекерских лицензий Казахстана числятся 12 компаний) в ту страну, где реклама не запрещена. Местные ресурсы потеряют значительную часть рекламных доходов, в то время как международные гиганты продолжат зарабатывать на рекламе иностранных букмекеров, ориентированной на казахстанскую аудиторию. А наше государство в одночасье потеряет большое количество бенефитов в виде налогов, рабочих мест, поддержки спорта, привлечения дополнительных инвестиций и экономического развития. Причем уровень лудомании в стране, вероятнее всего, в значительной мере не снизится – люди продолжат делать онлайн ставки, как мы можем это наблюдать по опыту других государств.
Индира Оспанбекова, Генеральный Директор Kazakhstan Media Exchange (входит в группу Vostok Group)