Авиационная безопасность в Казахстане. Анализ текущих проблем и их решений

12760
Арайлым Кадыр Корреспондент
Фото: NUR.KZ / Владимир Третьяков

В Казахстане совершаются более тысячи рейсов каждый день. Соблюдение авиационной безопасности играет очень важную роль не только в защите пассажиров, но и является стратегической необходимостью в укреплении экономики. Главные проблемы авиационной безопасности в Казахстане связаны с состоянием инфраструктуры, внешними факторами и человеческими ошибками. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на данный момент авиационная безопасность в Казахстане сохраняет стабильное развитие и демонстрирует положительные результаты. Однако, по сравнению с 2022 годом, показатель безопасности полетов в Казахстане снизился на один процент, передает DKnews.kz.

В соответствии международным стандартам безопасности, Казахстан занимает второе место среди стран СНГ. Согласно официальным данным, опубликованным на «gov.kz» в стране активно работают 55 авиакомпаний, 7 из которых регулярно осуществляют авиаперевозки. Лидирующую роль занимает авиакомпания «Air Astana», признанная одной из самых безопасных.

Судя по информации Комитета гражданской авиации Казахстана, за последние четыре года было проведено 327 инспекций и 46 сертификаций по организации досмотра служб авиационной безопасности аэропортов. Согласно ежегодному отчету, специализированная служба по обеспечению безопасности в аэропортах включает более 2500 сотрудников. Служба защищает гражданскую авиацию от незаконных вмешательств. Таким образом, в 2017 году Казахстан успешно прошел ИКАО аудит с результатами выше 80%.

Однако, несмотря на высокие показатели по итогам аудита ИКАО, все еще остается ряд проблем, требующих решения. Одной из главных проблем является климатические условия страны. Сильные ветры, туманы и резкие перепады температуры затрудняют полеты, особенно в зимний период. По этой причине, требуется высокая подготовка и профессионализм во время выполнения операций и полетов среди пилотов. Отсюда вытекает вторая, не менее важная проблема – нехватка опытных специалистов. За последние шесть лет всего было проведено меньше 140 инспекций авиационных учебных центров.  Кроме того, проблема возраста авиационного парка все еще актуальна среди авиакомпаний. Конкретным примером являются самолеты Ту-154 и Ан-24 из компании SCAT. Эти модели были выпущены еще в 70-х годах и использовались вплоть до 2020 года. После чего Казахстан принял решение вывести их с эксплуатации для повышения безопасности.

В целях обеспечения более углубленного понимания темы мы поговорили с инструктором-координатором по обучению авиационной безопасности из компании «Qazaq Air» - Алимхан Назым. По ее словам, наиболее важными ключевыми проблемами в авиационной безопасности в нашей стране, является «несоответствие имеющихся государственных программ современным требованиям и устаревшие стандарты в области AVSEC (меры, направленные на защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства)». На вопрос о внедрении соответствующих технологий, Назым перечислила: системы распознавания лиц и биометрия, кибербезопасность и новые оборудования для досмотра. Как самый полезный международный пример, были названы страны Европейского Союза.

«Они выделяются благодаря соответствующему обучению персонала и постоянным усилиям по внедрению новых технологий» Алимхан Назым

Для гарантии строгой авиационной безопасности в Казахстане, для начала необходима масштабная смена устаревшего парка самолетов и оборудований. Они должны соответствовать всем нормам и международным стандартам авиабезопасности. Для борьбы с человеческими факторами, как нехватка профессионалов, рекомендуется внедрение комплексных программ для развития пилотов и персонала с использованием интенсивных курсов по AVSEC. Также, применение инновационных технологий и искусственного интеллекта с упором на кибербезопасность не только облегчит работу, но и обеспечит более сильную безопасную систему.

Как итог, для достижения более высокого уровня авиационной безопасности в Казахстане, необходимы вышеупомянутые комплексные меры. Все приложенные усилия помогут не только укрепить безопасность, но и достичь одной из главных целей страны в сфере авиации - сделать Казахстан самым важным авиационным хабом между Азией и Европой. Авиационная безопасность – это не только про защиту пассажиров, но и про ключевое экономическое развитие в области гражданской авиации.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -