На сегодняшний день нормативной базой качества строительства в Казахстане являются строительные нормы и правила (СНиП) и ГОСТы, передает DKnews.kz.
Ранее, в строительные проекты по материальным ресурсам и инженерному оборудованию частично закладывали прайс-листы, коммерческие предложения, цены которых не всегда соответствовали рынку. Это неоднократно приводило к завышению стоимости строительства.
В целях исключения данной проблемы, а также экономии бюджетных средств и минимизации применения прайс-листов для строительства объектов, финансирование которых предусматривается за счет государственных инвестиций, средств субъектов квазигосударственного сектора и по проектам государственно-частного партнерства (концессии), при принятии проектных решений (при формировании спецификаций оборудования, изделий и материалов) следует использовать номенклатуру материальных ресурсов и инженерного оборудования согласно архитектурного, градостроительного и строительного каталога (АГСК-3) «Перечень строительных конструкций, изделий и строительных материалов».
Так, в июле 2022 года вступил в силу нормативный технический документ СН РК 1.02.03-2022 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектно-сметной документации на строительство», в котором указана норма об исключении применения прайс-листов в ПСД, предусматривающая недопущение завышения сметных цен на строительные материалы через прайс-листы.
Следует отметить, в АГСК-3 рекомендовано включать необходимые материальные ресурсы, оборудование, мебель и инвентарь, отсутствующие в сметно-нормативной базе и справочник, с предоставлением соответствующей ценовой и технической информации (каталоги с подробным описанием технических характеристик, сертификаты соответствия, сертификаты о происхождении товара (СТ KZ), протоколы испытаний).
Сметная стоимость этих ресурсов определяется по сборникам сметных цен. Если в сборниках отсутствует сметная стоимость нужного наименования, то его стоимость следует определять согласно утвержденным решениям заказчика по сметным ценам таких ресурсов, то есть по наименьшей цене с использование информации о ценах на ресурсы с учетом технических параметров и характеристик, принятых в проекте.
Если цена на отдельные ресурсы и оборудование по прайс-листам или коммерческим предложениям ниже, чем в справочнике, заказчик в процессе проведения комплексной вневедомственной экспертизы в целях эффективного использования финансовых средств вправе принять решение о пересмотре цен на материалы, включенные в Справочник, с пересчетом сметной стоимости строительства. Пересчет сметной стоимости осуществляется по заданию заказчика проектной организацией, разработавшей проект.
Требования пункта 5.13 СН РК установлены только к материальным ресурсам и инженерному оборудованию. На сегодняшний день, применение прайс-листов и коммерческих предложений распространяются только на технологическое оборудование.
Следует отметить, применение АГСК-3 при разработке сметной документации является одним из этапов по внедрению автоматизированной проверки сметной документации.
В рамках цифровизации строительной отрасли, ведется работа по объединению всех локальных смет в одну цифровую смету с автоматической проверкой при экспертизе проектов. Реализация этой инициативы планируется уже в 2025 году.