С начала и по 24 июля 2025 года Казахстан занял 59-е место среди 217 стран по количеству опубликованных научных статей. За этот период казахстанские учёные опубликовали 4,4 тыс. научных работ, из которых 3,2 тыс. находятся в открытом доступе.
Также было опубликовано 222 препринта — научных рукописей, размещённых в открытом доступе до или одновременно с публикацией в рецензируемом журнале. Эти материалы ещё не прошли экспертную оценку и представляют собой черновые версии будущих статей.
Среди стран СНГ Казахстан уступил лишь России и Украине.* Ниже РК расположились Узбекистан (71-е место), Азербайджан (80-е место), Беларусь (82-е место), Армения (93-е место), Кыргызстан (113-е место), Молдова (124-е место) и Туркменистан (202-е место).
Лидерами глобального рейтинга стали Китай, США, Индия, Индонезия и Великобритания. В самом конце списка оказались Науру, Ниуэ, а также Сент-Винсент и Гренадины.
* У Украины в СНГ по целому ряду причин спорный статус.
По итогам января–июня 2025 года в основной капитал в сфере научных исследований и разработок в Казахстане было вложено 3,5 млрд тг — на 64,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В региональном разрезе лидером стала Акмолинская область, где объём инвестиций составил 2,1 млрд тг, против 630,8 млн тг за январь–июнь 2024-го. Годовой рост — в 3,3 раза.
На втором месте оказался Алматы (569,8 млн тг), на третьем — Астана (251,6 млн тг).
Инвестиции в научную сферу наблюдались в 12 из 20 регионов РК. Для сравнения: в первом полугодии 2024-го инвестиции в секторе распределялись только по 11 регионам.
Согласно исследованию «Молодёжь Казахстана», в котором рассматривались вопросы, связанные с научной деятельностью, 41,5% респондентов полагают, что для развития науки в стране необходимо поощрять студентов и школьников наградами за достижения в реализуемых проектах и изобретениях. Почти столько же — 41,1% — опрошенных считают важным увеличение количества индивидуальных грантов на исследовательские работы учащихся и студентов. Немного меньше — 39,5% — молодых людей высказались за более активное вовлечение студентов и школьников в проектную деятельность школ, кафедр и научных центров.
Кроме того, 31,8% респондентов считают необходимым проводить конкурсы инновационных разработок учащихся и студентов, 17,4% — ориентировать дипломное проектирование на реальные потребности конкретных организаций, 16% — увеличить долю самостоятельной работы в учебных планах, 13,2% — добавить больше часов на специальные курсы по организации научных исследований.
Интерес к науке и технологиям проявляют 40,7% опрошенных. Ещё 15,6% интересуются этой темой в связи с учёбой, 12,8% — в связи с работой. В то же время 28,6% признались, что наука им вовсе не интересна.