Вице-министр промышленности Иран Шархан на заседании Правительства доложил о проводимой работе по разработке и актуализации профессиональных стандартов, появлении новых профессий и созданию новых рабочих мест, передает DKnews.kz.
Он отметил, что потребность в кадрах по отраслям, курируемым министерством, составляет порядка 40 тыс. человек. На сегодняшний день Атлас новых профессий включает по линии министерства 75 новых профессий.
К примеру, в секторе металлургии и горной добычи – это оператор роботизированной горной техники, разработчик смарт-систем добывающей и металлургической промышленности, в машиностроении – специалист по виртуальному прототипированию, в строительстве – цифровой проектировщик, аналитик Big Data, проектировщик «Умного Дома». Также более 40 профессий трансформированы в процессе автоматизации бизнес-процессов.
Отмечено, что в текущем году в рамках ввода в эксплуатацию 190 инвестиционных проектов обрабатывающей промышленности появятся еще 8 новых профессий в машиностроительной отрасли, такие как инженер по 3D печати и сварке, оператор роботизированных окрасочных систем и др. Происходит постепенная смена ручного труда на автоматизированный, что в корне меняет привычное представление о рабочих профессиях в обществе.
По данным ведомства, в текущем году по 8 отраслям министерства предусмотрено разработка и актузализация 88 профессиональных стандартов, охватывающих 544 профессий. Таким образом, внедрение профессиональных стандартов позволяет синхронизировать потребности реального сектора экономики с системой подготовки кадров, повышая их востребованность на рынке труда. В этой связи особое значение приобретает развитие дуального образования как ключевого инструмента подготовки квалифицированных специалистов, максимально адаптированных к требованиям производства.
В сфере промышленности подготовка кадров с использованием дуального обучения проводится в 284 колледжах, где задействовано более 700 предприятий промышленности. В рамках подписанных договоров и меморандумов с предприятиями реализуется более 30 образовательных программ.
В результате, ежегодно обеспечиваются постоянной работой более 13 тыс. молодых специалистов. Также, на системной основе для тысячи школьников организовываются профориентационные мероприятия. В 2024 г. более 2 тыс. студентов прошли практику на промышленных предприятиях. В целях внедрения передовых образовательных технологий продолжается развитие международного партнерства.
К примеру, в 2024 г. компанией «Allur Group» совместно с Эрфуртским университетом Германии создан Международный центр дуального обучения. В 2024 г. в Таразе при поддержке «Казфосфат» был открыт филиал Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева. В перспективе планируется дальнейшее развитие дуального образования за счет расширения и внедрения его в новые создаваемые предприятия.
Вице-министр также сообщил, что в сфере геологии в июне текущего года на базе Каркаралинского учебно-геологического полигона прошла II Геологическая Универсиада «Сатпаев», объединившая более 100 студентов из ведущих вузов страны. Также в июле в г. Семей состоялась II Республиканская полевая олимпиада юных геологов среди школьников, в которой приняли участие 16 команд со всех регионов.
«Подобные мероприятия способствуют ранней профориентации, формированию интереса к профессии, выявлению одаренной молодежи и укреплению международного имиджа отечественного геологического образования. Отмечается рост интереса к специальностям горного дела и геологии, если ранее выпуск составлял 1,2 тыс. человек в год, то за последние два года он превысил 3 тыс. специалистов в год. При этом уровень трудоустройства по профилю достигает 98%. Министерством будет продолжена системная работа по развитию человеческого капитала в курируемых отраслях» Иран Шархан