Казахстан масштабно перестраивает свои «въездные ворота» на границах с Китаем, Узбекистаном и Туркменистаном. Проект модернизации приграничной таможенной инфраструктуры - это не просто ремонт зданий и установка нового оборудования, а системное обновление, которое меняет правила игры для бизнеса, транспорта и международной торговли, передает DKNews.kz.
Председатель КГД лично проверил работу на границе с Китаем
8 августа 2025 года Председатель Комитета государственных доходов Жандос Дүйсембиев вместе с мониторинговой группой выехал на ключевые пункты пропуска «Калжат» и «Нур Жолы» на границе с КНР. Цель - оценить работу постов, качество государственных услуг и понять, что мешает максимальной эффективности бизнес-процессов.
Особый акцент сделан на цифровизации и расширении технических возможностей. Ведь «Нур Жолы» в Жетысуской области - это один из крупнейших пунктов пропуска страны, обеспечивающий стабильный поток товаров между Казахстаном и Китаем. А «Калжат» в Алматинской области - важнейший узел для экспорта, импорта и транзита, связанный с транспортно-логистической системой всего региона.
Мангистау и Центральная Азия: ключ к глобальным маршрутам
Двумя днями ранее, 6 августа, руководитель Аппарата Министерства финансов Эрнар Ержанов и представители КГД посетили «Тажен» и «Темир Баба» в Мангистауской области.
- Темир Баба - единственный автомобильный переход на границе с Туркменистаном, который связывает Казахстан с Турцией, Пакистаном, Афганистаном, ОАЭ и другими странами. Здесь везут продовольствие из Европы, а обратно - турецкие товары, оборудование для нефтегазового сектора, овощи и фрукты из Туркменистана и Пакистана.
- Тажен - стратегический транзитный пункт на казахстанско-узбекской границе. Через него проходит до 90% транзитных грузов, а также трудовые мигранты из Узбекистана в Россию.
Даже несмотря на масштабные работы по расширению полос движения, установке современных инспекционно-досмотровых комплексов, весовых систем и цифрового контроля, оба поста продолжают работать в штатном режиме.
Жёсткий контроль и дисциплина
По итогам инспекций руководителям постов выдали чёткие поручения - ускорить строительство и повысить качество сервиса. Подрядчики должны увеличить число работников и техники, чтобы завершить проекты в срок.
Некоторые начальники постов уже получили дисциплинарные взыскания за ослабленный контроль. Министерство утвердило и новый порядок ношения форменной одежды, чтобы повысить дисциплину и имидж службы.
Девять постов нового поколения
Модернизация затрагивает девять пунктов пропуска. Четыре уже запущены:
- «Калжат» и «Алаколь» - на границе с Китаем
- «Капланбек» и «Атамекен» - на границе с Узбекистаном
До конца года заработают ещё пять:
- «Бахты» и «Майкапчагай» (КНР)
- «Казыгурт» и «Тажен» (РУз)
- «Темир Баба» (Туркменистан)
Быстрее, прозрачнее, удобнее
На первом этапе модернизация уже показала результат - выросла пропускная способность, снизились административные барьеры, улучшились условия для участников ВЭД.
На постах внедряются автоматизированные системы сканирования, весового контроля и предварительного декларирования. Всё это сокращает время пересечения границы и делает процесс максимально прозрачным.
Казахстан фактически создаёт новый стандарт таможенной инфраструктуры - современный, технологичный и удобный как для бизнеса, так и для простых граждан. А личные выезды руководства на места показывают, что модернизация - не формальность, а реальный приоритет.