Девять модернизированных границ: как Казахстан обновляет таможенные ворота страны

2145
Арман Коржумбаев Шеф-редактор
Фото: Gov

Казахстан масштабно перестраивает свои «въездные ворота» на границах с Китаем, Узбекистаном и Туркменистаном. Проект модернизации приграничной таможенной инфраструктуры - это не просто ремонт зданий и установка нового оборудования, а системное обновление, которое меняет правила игры для бизнеса, транспорта и международной торговли, передает DKNews.kz.

Председатель КГД лично проверил работу на границе с Китаем

8 августа 2025 года Председатель Комитета государственных доходов Жандос Дүйсембиев вместе с мониторинговой группой выехал на ключевые пункты пропуска «Калжат» и «Нур Жолы» на границе с КНР. Цель - оценить работу постов, качество государственных услуг и понять, что мешает максимальной эффективности бизнес-процессов.

Особый акцент сделан на цифровизации и расширении технических возможностей. Ведь «Нур Жолы» в Жетысуской области - это один из крупнейших пунктов пропуска страны, обеспечивающий стабильный поток товаров между Казахстаном и Китаем. А «Калжат» в Алматинской области - важнейший узел для экспорта, импорта и транзита, связанный с транспортно-логистической системой всего региона.

Мангистау и Центральная Азия: ключ к глобальным маршрутам

Двумя днями ранее, 6 августа, руководитель Аппарата Министерства финансов Эрнар Ержанов и представители КГД посетили «Тажен» и «Темир Баба» в Мангистауской области.

  • Темир Баба - единственный автомобильный переход на границе с Туркменистаном, который связывает Казахстан с Турцией, Пакистаном, Афганистаном, ОАЭ и другими странами. Здесь везут продовольствие из Европы, а обратно - турецкие товары, оборудование для нефтегазового сектора, овощи и фрукты из Туркменистана и Пакистана.
  • Тажен - стратегический транзитный пункт на казахстанско-узбекской границе. Через него проходит до 90% транзитных грузов, а также трудовые мигранты из Узбекистана в Россию.

Даже несмотря на масштабные работы по расширению полос движения, установке современных инспекционно-досмотровых комплексов, весовых систем и цифрового контроля, оба поста продолжают работать в штатном режиме.

Жёсткий контроль и дисциплина

По итогам инспекций руководителям постов выдали чёткие поручения - ускорить строительство и повысить качество сервиса. Подрядчики должны увеличить число работников и техники, чтобы завершить проекты в срок.

Некоторые начальники постов уже получили дисциплинарные взыскания за ослабленный контроль. Министерство утвердило и новый порядок ношения форменной одежды, чтобы повысить дисциплину и имидж службы.

Девять постов нового поколения

Модернизация затрагивает девять пунктов пропуска. Четыре уже запущены:

  • «Калжат» и «Алаколь» - на границе с Китаем
  • «Капланбек» и «Атамекен» - на границе с Узбекистаном

До конца года заработают ещё пять:

  • «Бахты» и «Майкапчагай» (КНР)
  • «Казыгурт» и «Тажен» (РУз)
  • «Темир Баба» (Туркменистан)

Быстрее, прозрачнее, удобнее

На первом этапе модернизация уже показала результат - выросла пропускная способность, снизились административные барьеры, улучшились условия для участников ВЭД.

На постах внедряются автоматизированные системы сканирования, весового контроля и предварительного декларирования. Всё это сокращает время пересечения границы и делает процесс максимально прозрачным.

Казахстан фактически создаёт новый стандарт таможенной инфраструктуры - современный, технологичный и удобный как для бизнеса, так и для простых граждан. А личные выезды руководства на места показывают, что модернизация - не формальность, а реальный приоритет.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -