Одна из самых ответственных и уважаемых должностей в Национальной гвардии звучит, казалось бы, очень просто. Речь идет о начальнике караула. Но, те кто называют себя конвойниками, прекрасно знают, какой нелегкий труд кроется за этим простым названием.
Кстати, есть такие военнослужащие, кто бессменно трудился именно на этой линии до самой пенсии.
Один из таких ветеранов – прапорщик в отставке Ермек Шомбаев. Сегодня предоставляем Вашему вниманию интервью с Ермеком Жумабаевичем.
– Мы искренне рады поговорить с Вами и начнем наше интервью с истоков Вашего пути.
– Биография у меня простая. Родился я 3 марта 1971 года. Малой родиной стало село Нижне-Баяновка (Карасукский район, Новосибирская область). Мы с детских лет свободно говорили на двух языках: казахском и русском. Увы, моих родителей уже давно нет. Отец, Жумабай Малыевич (1932 год рождения) покинул мир 14 лет назад, мама, Дамели Киныятовна (тоже 1932 г.р.) – 20 лет назад. Папа в молодости работал механиком, потом – пастухом, скотником на ферме. Мама была дояркой, и самое главное – с моим отцом воспитала шесть сыновей и двух дочерей.
По старшинству я иду шестым. Самая старшая моя сестра, Кульмайра (1955 г.р.), живет в городе Павлодар, до выхода на заслуженный отдых была, как и мама дояркой, а затем трудилась санитаркой в медпункте в нашей деревне. Самый старший брат, Бауыржан (1958) тоже на заслуженном отдыхе, живет рядом со столицей, в Косшы, был начальником дезинфекционного отряда и ветврачом. Потом переехал в Павлодар и стал частным предпринимателем. Затем в нашем ряду идет третий брат – Бахитжан (1961), живет в городе Карасук, до пенсии трудился машинистом электровоза.
Сестра Майра (1964) будучи пенсионером, работает фельдшером, оставшись в родном селе. Брат Ержан (1968) также проживает в Нижне-Баяновке, всю трудовую жизнь проработав строителем. Сейчас трудится сантехником и сторожем в детском летнем центре. Затем иду я, после меня – братишка Бекжан (1973), тоже пенсионер. Также как я, отслужил в воинской части 6679. Был контролером и начальником войскового наряда. И заканчивает наш ряд Еркенжан (1976), тоже военный пенсионер, отслуживший в конвойной роте контролером. Сегодня, естественно, у всех нас свои семьи, дети и внуки.
– Где и как прошли Ваши детство и юность?
– В школе любил алгебру, географию, историю. В активе первый юношеский разряд по лыжному бегу. Был признан лучшим защитником в районе по футболу. Помню, как в возрасте 14 лет вступил в комсомол. Общественная жизнь понравилась настолько сильно, что меня даже избрали секретарем комсомольской организации школы.
Кстати, еще в подростковом возрасте мечтал поступить в военное училище. Но отец отрезал: «Ну и что хорошего? Вечно будешь кататься по миру». Слова отца были для нас, детей законом. Поэтому вместо карьеры офицера я, окончив восьмилетнюю местную школу, выбрал школьное отделение Карасукского педагогического училища. Став студентом, продолжил увлекаться спортом, особенно лидировал по бегу и лыжам. Мой рекорд продержался семнадцать лет до прихода в училище сына брата. На 20 секунд племянник опередил меня на дистанции сто метров. Он позвонил мне и обрадовал: «Ағай, я побил Ваш рекорд».
Кстати, мысли об армии меня не покидали, и в 1989 году я взял академический отпуск, чтобы отслужить срочную со своими сверстниками. Два года солдатской службы в Приволжско-Уральском военном округе прошли в стройбате в городе Ульяновск. За успехи меня назначили заместителем командира взвода. За два года дослужился до звания старшины. Запомнилось, как в 1990 году погоны старшего сержанта мне лично вручил Командующий войсками нашего военного округа генерал-полковник Альберт Михайлович Макашов. Это событие произошло во время смотра, завершившего итоговую проверку. По ее результатам мой взвод завоевал первое место и меня наградили десятидневным отпуском.
– Как продолжилась Ваша трудовая биография после срочной службы?
– Осенью 1991 года прибыл в деревню, по которой сильно соскучился, но уже не захотел жить в ней. Поэтому по совету одноклассников выбрал Павлодар. Получив благословение родителей, я отправился в Павлодарский тракторный завод, который с радостью принимал новые кадры, да и прописку давали быстро. Так я оказался в сборочном цехе, но моя радость была не долгой, в середине девяностых для завода наступили тяжелые времена. А когда я женился, то поиск хорошо оплачиваемой работы стал еще более актуальным. Однако мне снова повезло – встретился друг, позвавший в местную воинскую часть Внутренних войск.
Шел тогда 1996 год, и Мурат Татенов уже отслуживший полгода в части, рассказал, что не хватает кадров, так как многие уехали на свою историческую родину. Изучив меня, командование решило, что я гожусь пополнить личный состав. 3 сентября 1996 года меня призвали – началась моя вторая военная жизнь.
Сначала меня назначили контролером в ИТК-25 (сегодня этой зоны уже нет). Когда я пришел во 2-ую роту, ею командовал лейтенант Михаил Вельдякин. Дядя Миша (для меня он был как дядя) изучив мои документы, предложил: «Пойдешь начальником караула». Будучи новичком, я попросился начать службу с самых низов – обычным контролером. Михаил Васильевич ответил: «Даю два месяца на адаптацию. Посмотришь всю систему и потом все равно будешь назначен НК (начальником караула)».
Увлекший службой, я забыл этот разговор. А командир-то помнил и однажды мне заявил: «Давай, Шомбаев, принимай новую должность». Уже в конце ноября началась стажировка. Так что самый большой период моей службы – это когда я был начальником караула в воинской части 6679. Фактически стал старожилом полка. Если говорить о воинских званиях, то пришел в часть старшиной, а чуть позже, в 1999 году надел погоны прапорщика. В те времена в Каракемере закрыли школу прапорщиков, ведь я как раз туда собирался. Нас, стоящих на сержантских должностях сделали прапорщиками, с учетом воинского стажа и других показателей. А через десять лет эту школу снова открыли.
Еще один нюанс, когда я в августе 1999 года стал прапорщиком, то, естественно, надеялся, что в будущем надену погоны старшего прапорщика. Но в связи с очередной реформой, нашу категорию вообще отменили. Поэтому я и не стал старшим прапорщиком. Так что в солнечный зимний день 2 декабря 2013 года я вышел на заслуженный отдых, будучи начкаром и прапорщиком.
Кстати, и такой был период, когда с 2001 по 2002 год я был старшиной 3 роты. Непосредственно перед моим приходом старшины не было, и поэтому начальство рекомендовало меня поставить на эту должность, которая оказалась нелёгкой. В памяти остались и такие воспоминания, когда не хватало на всех военной формы. Было и такое, когда мы договаривались с руководством местного депо, чтобы за собственные деньги покупать списанное белье, которое использовалось для пассажиров в поездах и из него «рожать» портянки и подшивной материал. Было время, когда солдат приходит в столовую, а там на столе только перловка и чай без сахара.
И нам, прапорщикам, сержантам и офицерам надо было спасать ситуацию. Помню, когда заступал в караул, то «тряс» сотрудников колонии, чтобы хоть что-то достать для солдат. Мой аргумент: «Это же ровесники ваших детей» действовал на сознание сотрудников, и они помогали чем могли, за что им большое спасибо. Те, кто был солдатом в то время, до сих пор вспоминают те годы и очень приятно на душе, когда они говорят мне при встрече: «Господин, прапорщик, спасибо Вам».
Но постепенно хозяйственные вопросы остались в прошлом, и жизнь в наших войсках правопорядка наладилась. Прослужил я, считаю, хорошо: задачи мы выполняли в срок и качественно. Поэтому с чистой совестью вышел на заслуженный отдых.
– Какой стала Ваша пенсионная жизнь?
– Сразу после проводов на пенсию, в декабре 2013 года ушел работать в охрану. До сих пор тружусь в этой сфере, побывав в разных организациях. Уже шесть лет работаю в одной фирме, которая занимается логистикой, на должности сторожа-весовщика.
Своих друзей-однополчан не забыл. Поэтому три года назад я создал в вотсапе чат для ветеранов, которые отслужили в воинской части 6679 (город Павлодар). Цель – оказать помощь пенсионерам, попавшим в трудную ситуацию, а также оперативно поздравлять соратников с днями рождения и другими приятными событиями, или собрать деньги на лечение тяжело больных, и, увы, организовывать похороны. У нас простое правило – если у тебя возникли проблемы, то пиши в чат, и люди тебе обязательно помогут.
Кстати, когда я, отслужив срочную, вернулся домой из армии, то не думал, что спустя много лет захочется увидеть однополчан. И вот два года назад с помощью интернета стал собирать друзей. Некоторых нашел в самом Павлодаре. Сижу как-то на своей работе, и братишка мне высылает по телефону фото с каким-то мужчиной. Братишка случайно с ним познакомился на автозаправке и в процессе общения новый знакомый спросил его: «Ты откуда родом?». Узнав про Карасук, тут же сказал: «А у меня оттуда сослуживец (речь пошла обо мне)» и сильно удивился, что говорит с родным братишкой служака. Вот так я и встретился со своим товарищем. А еще через три дня я встретил другого сослуживца. Оказалось, мы работаем в одной крупной организации, но друг друга не видели.
– Какие эпизоды из Вашей молодости запомнились больше всего?
– Начну с далекого детства. Будучи школьником, обожал ловить рыбу. В один прекрасный день я очередной раз поехал с братом Ержаном на речку. Рыба клевала просто прекрасно, но вдруг погода резко испортилась, и нас накрыло страшным ураганом. Минут двадцать мы сидели на берегу под перевернутой лодкой. Устав ждать ухода урагана, я вытащил из кармана какую-то денежную мелочь и бросил ее наружу со словом: «Садака!». И в тот же момент все затихло. Деньги я не стал искать. Мы запрыгнули на мотоцикл и помчались домой (всего-то восемь километров до родной деревни), не забыв захватить улов. Навстречу зять летит: «Все нормально?». Ведь село-то пострадало – крыши с некоторых домов посрывало. Родители в ужасе: «А вдруг дети перевернулись» и отправили зятя за нами.
Мы думали, что нас накажут, но вместо взбучки мама радостно обняла меня и как будто бы простила. Однако через два часа мама вспомнила о воспитательной работе и принялась нас отчитывать. Вдобавок супруга брата добавила. Больше всего ругала своего мужа. А я был спокоен – ведь, главное, мы вернулись целыми. Я тогда подумал, это садака помогла. Ведь я искренне просил: «Аллах, помоги», и сразу после этих слов ливень вдруг остановился.
Вспомнило еще один случай из далекой школьной юности. Было нам тогда лет по тринадцать. Мы отправились с друзьями в очередной поход на колхозное поле за поливной кукурузой. «Потрясти» общественные початки – это было обычным делом. А початки в тот год уродились очень большими, для нас, подростков они оказались тяжелыми. «Сбор урожая» оказался недолгим, ибо мы попали в поле зрения управляющего, который на машине стал нас преследовать. Мы как зайцы сиганули в разные стороны. Как назло, у одного из наших после одной традиционной операции болело одно место, поэтому наша общая скорость побега снизилась. Управляющий нас все-таки догнал, но от страха тот мальчик помчался быстрее всех. Интересно то, что мы несемся вовсю и добычу не бросаем. Потом все-таки побросали. А толку-то убегать от взрослого земляка на машине, тем более что управляющий всех нас знал, село-то небольшое, всего 75 дворов. В итоге дяденька всех нас нашел и рассказал про наш «геройский» поступок родителям. В итоге мне влетело от мамы.
Третий эпизод хочу рассказать про то, как мы в 16-17 лет ездили на мотоциклах на танцы в соседнюю деревню. Не всегда гладко было. Однажды очередной наш выезд осложнился тем, что мотоцикл закапризничал. Пришлось толкать эту «колесницу» целых тридцать километров до деревни. Пока ехали, дождь прошел, и мы стали грязными, ведь мы «удачно» залетели в лужу. Молодежь местная нам говорит: «Заходите на танцы». А нам стыдно за свой внешний вид. Поэтому постояли, постояли, в грязной одежде, чуток покурили, поговорили о жизни и уехали домой. Местные девчата нас чуть ли не затаскивали на дискотеку, но куда нам в таком виде.
Надо еще заметить, что в моей родной деревне жили только казахи. А в соседней был смешанный состав: украинцы, казахи и другие. Причем наши соплеменники были очень дерзкими, особо не жаловали приезжих, но нам давали поддержку. Пользуясь такой дружбой, мы чувствовали себя в клубе как рыба в воде. Вот такой запомнилась: поездки, дискотеки, девчата, любовь.
А сейчас одна у меня любовь – жена и дети. Кстати, в августе этого года средний сын должен жениться. Он нашел свою любовь. Старший же еще в поиске второй половинки. Я им постоянно говорю: «Жениться всегда успеете. Главное – встаньте на ноги».
– Что можете рассказать о семейной сфере?
– Супругу зовут Гульнара (1968 г.р.). Как работающая врачом-бактериологом на вредном производстве, может стать пенсионером в 55 лет. Сейчас она в раздумьях – пополнить ряды пенсионером или продолжить трудиться. Вместе с ней воспитали трех сыновей. Старшему, Куанышу 30 лет, родился в день Конституции, в 1995 году. Нынче трудится юристом в госсекторе. Второй сын Байтас свое имя получил в честь прадеда. Ему 25 лет, и его дата рождения тоже получилась символичной, ведь он появился 10 января, в день создания Внутренних войск МВД РК. У него два высших образования: инженер в газовой отрасли и IT-технологии (диплом ЕНУ). Взрослые сыновья живут в столице.
А мы с самым младшим сыном живем в Павлодаре. Имя самому юному дали старшие братья. Асанали – 14 лет, он перешел в восьмой класс. Занимается грепплингом, является многократным чемпионом города и области, двукратным чемпионом страны. Все это благодаря работе тренеров, его упорному труду и его огромной любви к спорту, ведь это призвание, постоянное желание бороться пришло в раннем возрасте. Сегодня он мечтает попасть на Чемпионат Европы и мира и стать чемпионом мира, и мы все морально поддерживаем в его начинаниях.
- Чем увлекаетесь на досуге?
– Уже давно мои самые любимые книги – это детективы, которыми зачитывался до утра. Например, «Адвокат» за четыре дня прочитал. Я ведь читаю очень быстро. Кстати, несмотря на свой возраст, до сих пор обожаю смотреть мультфильмы. Например, «Чип и Дэйл спешат на помощь», «Том и Джерри» много раз пересматривал с младшим сыном. В том же списке всем известный «Спандж Боб». А больше всего нравились советские фильмы и мультики, например, «Ну, погоди», «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука» и даже «Самогонщики». Естественно, люблю старые военные фильмы, например, «Живые и мертвые». Если говорить про наш Казахстан, то на первом месте все книги и фильмы, связанные с Бауыржаном Момышулы.
Вообще люблю много читать про наших героев. Ведь мы раньше почти не знали про наших батыров и ханов. Только знали Джамбула с его стихотворением «Ленинградцы, дети мои», про подвиги Алии и Маншук, да про летчика Талгата Бегельдинова нам еще в школе рассказывали. Кстати, наша школа носила имя Маншук. Теперь знаем больше, многие факты из истории всплывают. Например, очень жаль, что нашему Момышулы не дали Героя Советского Союза. Или долгое время не признавали факт, что именно Рахимжан Кошкарбаев первым поднял на Рейхстаге Знамя Победы. Увы, были и такие факты в истории. Такова жизнь – не сразу приходит справедливость.
– Спасибо за интересное интервью. Желаем Вам и Вашей семье крепкого здоровья и благополучия!
– И Вам большое спасибо за внимание к ветеранам, живущим в регионах.
Подполковник запаса Алтай Сиырбаев