Такси в РК: как меняются цены и когда казахстанцы решат пересесть в автобусы?

3894
Фото: DKNews.kz

За январь–июль текущего года в Казахстане перевезли в такси 85,9 тыс. пассажиров — в 2,1 раза больше, чем годом ранее.

Для справки: в предыдущем году показатель составлял 40,8 млн пассажиров.

Больше всех услугами такси пользовались алматинцы: 16,2 млн пассажиров, или 18,8% от РК. В пятёрку лидирующих по перевозкам регионов также вошли Астана (13 млн пассажиров), Алматинская (6,3 млн пассажиров), Мангистауская (5,7 млн пассажиров) области, Шымкент (5 млн пассажиров).

Наименьший показатель был зафиксирован в Улытауской области: 727,3 тыс. пассажиров — на 1,5% больше, чем за январь–июль прошлого года. Далее расположились Северо-Казахстанская (1,5 млн пассажиров) и Восточно-Казахстанская (2 млн пассажиров) области.

На 4 сентября текущего года стоимость ожидания такси в Казахстане, по данным Numbeo, составляла 4,5 долл. США за час, что обеспечило РК 101-е место в мире из 127 по дороговизне. Что же касается стоимости проезда, в Казахстане она составляла 0,74 долл. США за километр. Это 93-е место в мире по дороговизне услуги.

Самые высокие цены на проезд в такси наблюдались в Швейцарии, Люксембурге, Албании, Бахрейне и Кувейте. Самые же низкие тарифы были зафиксированы в соседнем Кыргызстане (всего 0,23 долл. США за км), на Филиппинах (0,26 долл. США) и у другого нашего соседа, Узбекистана (0,28 долл. США).

Отметим: по данным аналитиков, среди стран СНГ в Казахстане самая высокая стоимость услуг такси. Так, в Азербайджане на 4 сентября проезд в такси обходился в 0,59 долл. США за км, в России, Армении и Украине* — в пределах 0,4 долл. США, в Таджикистане — в 0,32 долл. США, в Молдове и Беларуси — в 0,3 долл. США.

* У Украины в СНГ по целому ряду причин спорный статус

Казахстанская статистика не даёт данных по ценам, зато показывает их изменение. Так, по итогам августа текущего года стоимость услуг такси (одна поездка) в месячной динамике снизилась на 0,3%, однако за год, напротив, выросла на 11%.

В региональном разрезе в месячной динамике удорожание было отмечено только в 4 из 20 регионов РК — Карагандинской (на 8,1%), Абайской (на 3,6%), Северо-Казахстанской (на 2,2%) и Жамбылской (на 1,4%) областях. Удешевление проезда в такси наблюдалось в Алматы (на 3,3%) и Шымкенте (6,3%). В остальных 14 регионах цены остались на уровне прошлого месяца.

При этом в годовой динамике наибольшее удорожание было зафиксировано в Туркестанской области: сразу на 31,6%. Далее идут Шымкент (на 22,8%) и Жетысуская область (на 21,2%). Наименьший рост цен был отмечен в Восточно-Казахстанской области: на 3,1%. В 4 из 20 регионов страны — в Алматинской, Атырауской и Павлодарской областях, а также в Астане — стоимость услуг такси за год, по крайней мере по официальным данным, никак не изменилась.

Напоследок немного интересных данных. Департамент транспорта и связи Агентства по защите и развитию конкуренции РК провёл анализ рынка услуг такси с применением аппаратно-программного комплекса или мобильного приложения заказа такси на междугородних пассажирских перевозках. В рамках исследования были опрошены 120 пассажиров, чтобы выяснить, насколько автобус и поезд могут служить для них реальной альтернативой при изменении цен на такси.

Результаты показали, что большинство респондентов совершают междугородние поездки нерегулярно, в основном по семейным обстоятельствам, в командировки или на отдых. Так, 55% респондентов совершают такие поездки реже одного раза в месяц, 25% — 1–2 раза в месяц, 15% — 3–4 раза в месяц, и только 1% — несколько раз в неделю. При этом 4 из 5 участников опроса (79% респондентов) пользуются именно услугами междугороднего такси.

Заметим: ключевым фактором выбора сервиса по заказу такси для 78% опрошенных была цена. Помимо этого, важными критериями оказались безопасность (61%) и комфорт (59%). Далее идут гибкость во времени (36%), скорость (26%), удобство заказа (28%) и возможность разделить расходы (11%).

Примечательно, что при повышении стоимости поездок в такси на 10% лишь 28% респондентов выразили готовность пересесть в автобус, а 44% допустили, что выберут в качестве альтернативы поезд.

В целом исследования показывают высокую приверженность казахстанцев удобству и гибкости поездок в такси, хотя очевидно и влияние роста цен на клиентское поведение. Также очевидно, что поездки в такси и поездом решают различные транспортные задачи, не всегда являются взаимозаменяемыми, а зачастую лишь дополняют друг друга.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -