Согласно аналитическому докладу «Молодёжь Казахстана» за 2024 год, одной из самых распространённых форм проведения свободного времени среди молодёжи является просмотр фильмов и сериалов в интернете. Регулярно этим занимаются 42,2% молодых людей, принявших участие в исследовании, время от времени — 38,4%, редко — 15,2%. Лишь 3,5% респондентов никогда не тратят время на подобный досуг, а ещё 0,8% затруднились с ответом.
При просмотре фильмов и сериалов 58,8% респондентов предпочитают пользоваться бесплатными платформами, в том числе такими как HDrezka, KinoGo, KinoBar, Zetflix, Seasonvar, the-cinema.online. Реже используются платные платформы: 14,1% респондентов отметили, что предпочитают казахстанские (Bee TV, Kazakhtelecom TV+, Qazaqsha и др.), 10,3% — западные (Netflix, Prime Video, HBO max, Apple TV+, Disney+, Megogo и т. д.), 9,7% — российские (КиноПоиск, Amediateka, ivi, Start, Premier, More.tv, Okko, Viju, 1tv.ru и др.).
В разрезе возрастных групп казахстанские платные платформы более популярны у молодых людей в возрасте от 24 до 28 лет, российские — у подростков от 14 до 18 лет, западные — у молодёжи в возрасте от 19 до 23 лет. Однако бесплатные платформы всё же заметно преобладают: ими пользуются 59,4% подростков от 14 до 18 лет, 56,8% молодых людей от 19 до 23 лет, 58,2% юношей и девушек от 24 до 28 лет и 59,9% молодых людей от 29 до 34 лет.
Говоря о предпочтениях молодёжи в плане контента, стоит отметить, что, по данным исследования, чаще всего молодые казахстанцы предпочитают видеопродукты — фильмы, сериалы, шоу — казахстанского производства: 57,7%. Российские видеопродукты смотрят 45,1% респондентов, голливудские — 41,9%, турецкие — 24,3%, европейские — 23,8%, южнокорейские — 20,4%, японские аниме и фильмы — 12,1%, китайские фильмы — 7,9%, индийские фильмы — 7,1%. Не любят смотреть фильмы и сериалы 8,4% опрошенных.
Несмотря на то, что интернет активно оттягивает на себя потребителей видеоконтента, оффлайн-кинотеатры, судя по всему, также остаются популярными у казахстанцев в качестве места проведения досуга.
Данных отдельно по молодёжи у нас нет, однако в целом, по информации Бюро национальной статистики АСПиР РК, в 2024 году казахстанские кинотеатры посетили 23,3 млн зрителей разных возрастов — на 10,9% больше, чем годом ранее.
Большинство зрителей посещали кинотеатры Алматы: 7,8 млн человек, против 7,1 млн человек годом ранее, годовой рост составил 10,3%. В пятёрке регионов-лидеров также оказались Астана (4 млн человек), Шымкент (1,9 млн человек), Актюбинская (948,6 тыс. человек) и Мангистауская (815,6 тыс. человек) области. Наименьшие показатели пришлись на Акмолинскою, Жетысускую и Северо-Казахстанскую области.
В целом в 2024 году в стране насчитывалась 121 организация, осуществляющая кинопоказы, против 123 годом ранее. Среди них числилось 113 кинотеатров, в том числе 109 крытых.
Количество мест в кинозалах этих крытых кинотеатров выросло за год на 0,6%, до 56,2 тыс. Доходы компаний в секторе увеличились на 17,7% в стоимостном выражении, достигнув 43,9 млрд тг. При этом количество киносеансов сократилось на 5,9%, до 927,5 тыс. Чаще всего проходили сеансы зарубежных фильмов (543,4 тыс.), а национальных фильмов было показано меньше (339,3 тыс.).
Осталось упомянуть стоимость посещения киносеансов. По итогам августа текущего года цены на услуги кинотеатров снизились на 0,3% за месяц, однако выросли на 10,1% за год.
В региональном разрезе в месячной динамике цены в большинстве регионов не изменились. Можно отметить два момента. Первый: в Западно-Казахстанской и Павлодарской областях было зафиксировано значительное удорожание билетов в кино: на 13,6% и на 9,3% соответственно. Второй: в Шымкенте цены резко снизились (на 10,6% за месяц), что, собственно, и дало месячное удешевление в среднем по стране.
В годовой динамике рост цен на услуги кинотеатров был отмечен в 14 из 20 регионов РК. Наибольшее удорожание в секторе показала Мангистауская область: на 27%. Далее следуют Астана (на 22,9%) и Западно-Казахстанская область (на 21,9%). Наименьший годовой рост цен был зафиксирован в Абайской области: на 2,2%. В пяти регионах — Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Кызылординской и Улытауской областях — цены остались на уровне прошлого года. Шымкент оказался единственным регионом, где билеты в кино подешевели (на 10,6%), причём годовой показатель совпал с месячным, а значит, снижение цен произошло буквально в последнее время.
Средняя цена билетов в кино в августе текущего года составила 2,3 тыс. тг, против 2,1 тыс. тг годом ранее. Среди крупных городов РК самые дорогие билеты продавались в Усть-Каменогорске (3,1 тыс. тг), Атырау (2,9 тыс. тг) и Туркестане (2,8 тыс. тг). Более доступные цены наблюдались в Семее (1,6 тыс. тг), Петропавловске (1,7 тыс. тг) и Таразе (1,8 тыс. тг).