В Казахстане становится всё меньше женщин, согласных принимать как должное семейное насилие. Такой вывод можно сделать, сравнив между собой итоги мультииндикаторных кластерных обследований. Они проводились специалистами Бюро национальной статистики АСПиР РК в 2015 и 2024 годах. Участие в исследовании приняли около 14,4 тыс. женщин из разных регионов в возрасте 15–49 лет.
Респонденток спросили, считают ли они, что мужчина вправе побить свою жену или партнёршу. В случае согласия нужно было выбрать возможную причину, объясняющую такую «меру». Если в
В исследовании были перечислены шесть причин, по которым муж якобы вправе побить свою жену. Мы не будем комментировать, почему исследователи из всех возможных поводов для семейного насилия выбрали именно такие. Почему среди них не было наиболее распространённых причин, таких как злоупотребление мужем спиртными напитками, ревность, дурной характер, отсутствие самореализации на работе и прочие? Оставляем это на совести авторов исследования. Итак, в 2024 году респондентки, согласные с подобным стилем жизни, в качестве причины побоев чаще всего выбирали отсутствие заботы о детях со стороны женщины. Так посчитали 2,8% опрошенных. Ещё 1,6% респонденток заявили, что можно бить жену за то, что она не занимается домашним хозяйством, 1% участниц исследования посчитали побои допустимыми в том случае, если жена возражает мужу, а 0,8% в качестве легитимной причины избиения выбрали то, что жена выходит из дома, не предупредив мужа. Помимо этого, существуют — хоть и в мизерных долях — женщины, считающие, что муж вправе побить свою жену за отказ в близости (0,3%) или за то, что у хозяйки пригорела еда (0,2%).
По каждому из этих пунктов доля женщин готовых понять мужчину, бьющего свою жену, с годами становится всё меньше. Это может свидетельствовать об изменениях в общественном сознании, другом отношении к роли женщины в семье.
Примечательно, что в сёлах женщин, согласных с таким «воспитанием» жены с помощью кулаков, больше. Доля жительниц сельской местности, положительно ответивших на главный вопрос исследования, в прошлом году составила 6,8%. Однако десять лет назад она была намного серьёзнее: 20,6%. Среди городских женщин заметно меньше согласных с абьюзерами: всего 2,6%.
Этот социальный индикатор очень сильно отличается в региональном разрезе. Например, в Туркестанской области каждая десятая участница соцопроса была согласна с тем, что муж имеет право бить свою жену. В Жетысуской области доля таких респонденток составила 9,5%, в Костанайской — 8,8%. Наименьший удельный вес женщин, объясняющих насилие в семье какими бы то ни было причинами, наблюдался в Мангистауской (0,2%), Актюбинской (0,4%) и Атырауской (0,5%) областях.
Примечательно: чем старше были опрошенные женщины, тем больше была среди них доля согласных с семейным насилием. Среди участниц исследования в возрасте от 45 до 49 лет с правомерностью побоев от мужа согласились 4,7%, в возрасте от 40 до 44 лет — 3,1%. Девушки, находящиеся в возрастных категориях невест или молодых жён, в большинстве своём не были согласны с побоями со стороны мужа. По любой из тысячи причин.
Предлагаем рассмотреть, как за последние десять лет изменилась статистика уголовных правонарушений в семейно-бытовой сфере. Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК, количество уголовных правонарушений в семьях в прошлом году выросло в 7,2 раза в сравнении с 2015-м. Заметим: это не совсем объективное сравнение, так как десять лет назад правонарушения по таким статьям, как «Побои» и «Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью» классифицировались только в рамках административной ответственности. Эти статьи были криминализированы лишь в середине 2024-го, когда вступили в силу поправки в соответствующие законы.
В таблице мы привели несколько видов преступлений против личности, которые чаще всего встречаются в семейно-бытовой сфере. По каждой из категорий количество совершённых уголовных правонарушений за эти годы увеличилось. Согласно данным источника, общее количество уголовных правонарушений в семейно-бытовой сфере выросло на 21,4%, достигнув 3 тыс. случаев за январь–октябрь 2025-го. Больше половины из них пришлось на побои: 1,7 тыс. случаев — на 36,8% больше, чем за июнь–октябрь прошлого года (напомним: такие правонарушения были переведены в разряд уголовных лишь с июня 2024-го). На втором месте по частоте среди уголовных правонарушений в семейно-бытовой сфере оказалось умышленное причинение лёгкого вреда здоровью: 680 случаев. Что касается тяжких уголовных преступлений, их стало меньше: количество убийств уменьшилось на 30,1%, число изнасилований — на 16,7%, количество правонарушений по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» — на 10,5%.
Снижение уровня семейно-бытового насилия в Казахстане подтверждает и статистика региональных комиссий по делам женщин и семейной демографической политики. В прошлом году вдвое сократилось количество обращений в кризисные центры по борьбе с насилием в отношении женщин. Если в 2013-м было зарегистрировано 30,5 тыс. обращений, то по итогам прошлого года — всего 12,9 тыс. Половина жалоб — 7,4 тыс. — относилась именно к вопросам насилия. Численность казахстанок, которым была оказана помощь, уменьшилась на 12,2%, до 11,4 тыс. человек. Чаще всего женщины получали помощь консультанта кризисного центра или психолога, реже — юриста.