Конституция Республики Казахстан гарантирует каждому гражданину равное право на поступление на государственную службу. При этом критерии отбора кандидатов определяются исключительно спецификой должностных обязанностей и закрепляются в законодательстве. Таким образом, доступ к государственной службе основывается не на личных предпочтениях или внешних обстоятельствах, а на принципах законности, профессионализма и объективности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан», занятие административной государственной должности осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, а также назначения местными представительными органами или избрания в соответствии с законами Республики Казахстан.
Порядок проведения конкурса регулируется Правилами проведения конкурса на занятие административной государственной должности корпуса «Б» и Временными правилами отбора и проведения конкурса на занятие административной государственной должности корпуса «Б» в интегрированной информационной системе.
Департамент Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области в своей работе придает первостепенное значение строгому соблюдению норм действующего законодательства в процессе проведения конкурсного отбора кандидатов на государственную службу.
За 9 месяцев текущего года государственными органами проведено 902 конкурса, из которых 324 общих и 578 внутренних конкурсов. Основная доля конкурсов проводилась на замещение исполнительских должностей - 610 конкурсов, тогда как на руководящие позиции было проведено 292 конкурса.
Следует подчеркнуть, что случаи обжалования результатов проведённых конкурсов и принятых по ним решений в уполномоченный орган продолжают иметь место. Так, за прошедший период текущего года в Департамент поступило 18 жалоб от кандидатов, выразивших несогласие с итогами конкурсного отбора и действиями кадровых служб государственных органов. По результатам рассмотрения 7 жалоб принятые решения были признаны незаконными и отменены, а по 6 обращениям производство прекращено в связи с поступлением ходатайств от самих заявителей.
Анализ материалов, связанных с проведёнными конкурсными процедурами, выявил наличие системных нарушений установленного порядка их организации. В частности, сотрудниками кадровых служб государственных органов допускаются случаи ненадлежащего изучения электронных личных дел кандидатов и прилагаемых документов. Это приводит к принятию необоснованных административных решений, которые влекут за собой ограничение конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе.
К примеру, в одном случае кадровая служба госоргана, объявившего конкурс, не учла загруженный кандидатом в раздел «Ученая степень» документ о послевузовском образовании вернула документы кандидата, не допустив его к собеседованию. Тогда как, в соответствии со статьей 12 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.
Кроме того, законодатель допускает исключение кандидата в случае его несоответствия квалификационным требованиям на любом этапе конкурса. Однако, подобное решение должно быть обоснованным и принято при наличии достаточных оснований для его мотивированности.
Однако, кадровой службой акимата одного из районов необоснованно отказано в допуске к следующему этапу конкурса трём кандидатам на должность заместителя акима сельского округа, несмотря на наличие у них соответствующего образования и достаточного опыта работы на административных государственных должностях.
В другом случае кадровым подразделением не была обеспечена возможность кандидату дополнить недостающие документы и внести корректировки в электронное личное дело, вследствие чего было принято незаконное, преждевременное и не мотивированное решение об отказе в его участии в конкурсных этапах. В то же время другим кандидатам, находившимся в аналогичной ситуации, кадровой службой была предоставлена возможность дополнить недостающие документы и внести необходимые изменения в электронное личное дело.
Следует отметить, что случаи допуска кадровыми службами кандидатов, представивших неполный пакет документов, а также отказов в участии при наличии полного пакета документов, приобретают системный характер. Указанные обстоятельства, с учётом их повторяемости, свидетельствуют о формальном подходе ответственных должностных лиц к реализации полномочий по принятию законных и обоснованных административных решений, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав граждан на равный и справедливый доступ к государственной службе.
В 2025 году за нарушение установленной процедуры конкурсного отбора Департаментом составлено 13 протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила 383 370 тенге.
Результаты проведённого анализа были рассмотрены на очередном заседании Совета по этике, по итогам которого выработаны соответствующие рекомендации, направленные на предупреждение аналогичных нарушений в дальнейшем.
Равный доступ граждан к государственной службе является одним из ключевых конституционных принципов, обеспечивающих справедливость и открытость в системе государственного управления. Государственные органы, в рамках своей компетенции, обязаны создавать условия для реализации этого права, строго соблюдая требования законодательства, исключая дискриминацию и обеспечивая объективность, прозрачность и законность конкурсных процедур.
Нуркат Батыркулов, руководитель Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Акмолинской области, председатель Совета по этике