Служба –дело непростое

2244
Фото: Ұлттық ұлан

В служебно-боевой деятельности всех воинских частей войск правопорядка очень многое зависит от людей, выросших от рядовых до старших офицеров и ставших специалистами высокого класса в своей сфере.

Сегодня мы поговорим с таким ветераном, а именно с подполковником запаса Алгашем Есеналиевым. Ну, а как проходила его служба, что интересного было в биографии, расскажет сам Алгаш Каримович.

– Как начинался Ваш жизненный путь?

– Родился я 24 сентября 1962 года в селе Тюрино Марфинского (ныне Володарского) района Астраханской области РФ. Отец, Карим Карабалаевич (1932 г.р.) был бухгалтером в совхозе Марфинский и в 1992 году став пенсионером, продолжил работать. Ушел из жизни в 1993 году. Мама, Клара Толешкалиевна (1937 г.р.) трудилась дояркой, рано вышла на пенсию, покинула мир в 2011 году.

Вырос я в многодетной семье. К сожалению, двое братьев: Амантай и Ерлан не дожили до наших лет. Сейчас у меня двое младших братьев. Жалгас (1964) работает в отделе охраны на станции Астрахань-2, Ерик (1973) держит свой магазин в районном центре Володаровка. Сестренка Маншук (1967) до закрытия совхоза работала агрономом, ныне трудится в охранной фирме и живет в городе Астрахань.

Учился я в обычной десятилетке в селе Козлово, в котором находился наш Марфинский совхоз. Ее же закончили и мои близкие родственники. Самыми любимыми предметами стали физика, русский язык, литература и начальная военная подготовка, по которой я был твердым отличником. Из спорта обожал футбол.

В общем детство как детство. Закончив школу, пытался поступить в Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени маршала Советского Союза А.И. Еременко (ОрджВОКУ). Кстати, в свое время ОрджВОКУ закончил генерал-майор

Амангельды Мендалиев, который тоже из астраханских мест. Увы, я не прошел отбор в училище и вернувшись домой, устроился в ремонтную мастерскую родного совхоза.

– Каким был начальный период службы?

– 10 ноября 1980 года меня призвали на срочную службу. Родным домом на два года стал полк внутренних войск в Караганде. После учебного пункта воинской части 6605 закончил сержантскую школу в воинской части 6654 (поселок Каракемер), получил звание младшего сержанта и право быть командиром стрелкового отделения.

Вернулся в Караганду на учебный пункт. Потом меня распределили в 6 отдельную стрелковую роту

в городе Балхаш, которая охраняла 36 колонию. Весной 1981 года меня направили вновь на учебный пункт, на должность заместителя командира взвода. Затем я вернулся в Балхаш, где служил до мая 1982 года. Потом меня и моего земляка Юлия Воробьева направили на полгода в школу прапорщиков в Каракемер. В ноябре нас распределили в город Гурьев (ныне Атырау), в воинскую часть 6707 (в 1988 году ее расформировали).

Мне предложили выбор: Гурьев или Актюбинск (ныне Актобе). Втроем – я, Александр Степанов и Анатолий Баранов решили продолжить службу в Актюбинске. Я стал контролером в 6 роте. С апреля 1984 года я служил в Атырау, в отдельном батальоне, которым командовал офицер Борис Цхай. Я был старшим контролером в 1 роте. Позже меня назначили начальником планового караула. В этом же году поступил в Гурьевский педагогический институт. Учился там заочно.

Когда под руководством Бориса Алексеевича я начинал новый период службы, то в воинской части вовсю шли преобразования. В 1985 году батальон стал полком, а в 1988 году воинскую часть расформировали.

– Каким стал офицерский этап службы?

– В 1993 году по окончании педвуза мне присвоили первое офицерское звание и назначили заместителем командира стрелковой роты по ВиСПР. В 1995 году я стал командиром роты оперативного назначения в батальоне оперативного назначения. Так шла моя служба в воинской части 5546.

В 1999 году меня назначили заместителем начальника штаба батальона. В 2002 году отдельный батальон стал полком (воинская часть 5546). В 2002 году я стал командиром батальона оперативного назначения. В 2003 году меня назначили начальником штаба полка. В 2005 году я стал ЗНШ – начальником оперативного отделения бригады – воинской части 5515. В 2006 году меня назначили ЗНШ по службе спецчастей той же бригады. Ну, а в 2010 году моя служба закончилась в силу возраста.

– Что нового принес заслуженный отдых?

- Став пенсионером, уехал в Атырау и трудился директором охранной фирмы, через полгода уехал в Алматы и стал сначала курьером, потом помощником руководителя в турагентстве. В 2014 году мы с семьей переехали в Астану. Три года отработал в родном турагентстве, которое переместилось в столицу. А потом мы уехали в Актобе. Здесь сейчас и живем.

– Какие интересные случаи можете нам поведать?

- Вспомнил эпизод, связанный с переездом семьи из Актобе в Гурьев в 1984 году. Подполковник Борис Цхай тогда был командиром батальона. Командование воинской частью 6707 находилось в областном центре. Борис Алексеевич тогда предложил переехать в город и заступить на должность старшего контролера по охране ИУ.

Сначала я приехал один, в июне. Семья прибыла в июле, когда нам дали служебную двухкомнатную квартиру возле воинской части. Помощник начальника штаба батальона помог встретить семью на вокзале и довезти до служебного жилья. Разложив вещи, мы легли отдыхать. Уснул я с приятной мыслью, что вся семья в сборе.

Но утром, когда протер глаза, то увидел, что супруга с детьми и вещами стоит в коридоре и говорит мне недовольно: «Я уезжаю в Актобе». Оказалось, ее и детей всю ночь кусали комары. Проявив все ораторские таланты, я сумел успокоить супругу. Местные сослуживцы помогли – научили, как надо бороться с комарами. Мы же не знали местной специфики. Так что мне удалось оставить свою семью в моем любимом Гурьеве. Потом в 1989 году нам дали трехкомнатную служебную квартиру, и моя супруга окончательно адаптировалась к местной реальности.

– А как Вы создали семью?

– Мое знакомство с будущей супругой состоялось в Актобе в декабре 1982 года, перед самым Новым годом. Мы, молодые контролеры, прапорщики гуляли по городу после службы и случайно познакомились с девчатами из медучилища. А в мае 1983 года я повез будущую супругу в Астрахань, чтобы познакомить с родственниками. Они остались довольны. Свадьба состоялась сразу после сватовства, ибо дали мне всего-то 15 дней отпуска по семейным обстоятельствам. Праздник прошел в обычных деревенских палатках, ресторанов-то рядом не было.

– Что можете рассказать о семье в целом?

– Жена Алима (1962 г.р.) работала медсестрой в детской поликлинике в городе Атырау. У меня четверо детей, у каждого своя семья. Дочь Жанар, с семьей живет в Атырау. Ее супруг служит заместителем командира полка по тылу. Это подполковник Талгат Изтлеуов. У них четверо детей. Сын Радик, капитан запаса, окончил военный институт ВВ в Петропавловске в 2005 году, в 2016 году уволился по болезни и остался в этом же городе. Подарил, образно говоря, нам троих внуков. Это Адил, Диана и Амир. Второй мой сын Тимур, к горькому сожалению, умер в 2020 году. От него осталось трое детей. Это Карим, Карина и Джохар. Мой самый младший сын Тамерлан работает в Петропавловске в турагентстве. У него дочь Рамина.

– Кстати, какой девиз в Вашей жизни самый главный?

– Дорогу осилит идущий.

– А есть ли у Вас интересные эпизоды, связанные с хобби?

– Конечно же есть. Мое главное хобби – это рыбалка, на которую я езжу с друзьями. Ведь родом я с Астраханской области, в которой, наверное, все жители с детских лет рыбачат зимой и летом. Скажу прямо, это очень увлекательно. В астраханских местах хороший улов, просто надо знать рыбные места. Зимой мы по льду ходили на другой берег реки. Семь-восемь километров вниз от поселка по реке Бузан. Далеко, конечно, но там очень спокойно, а значит можно ставить приманки. Кстати, мы сеть и мордочки не использовали, а только – удочки и блесну. В наших реках обитают щуки, сомы, окуни, судаки и самый шик – это вобла, которую в сушеном виде отправляли в Москву еще в 70-ые годы, да и сейчас отправляют. Скупщики мешками забирали воблу и продавали в столице по космическим ценам.

У нас обычно осенний рыбный сезон начинался в середине августа. Рыбацкие артели по 9-12 человек на лодках закидывают неводы, и у каждого своя работа. А мы, пацанята, зная все премудрости рыбалки, помогали взрослым. Например, таскали невод. Как весь улов соберут рыбаки, то и нам часть добычи отдают, например, осетр, севрюгу. А огромную белугу рыбаки себе забирали, ведь ее икра всегда была в цене.

– А конкретно была рыба, которая Вам запомнилась?

– Поехал я как-то раз с одноклассниками на любимую рыбалку. Уже вечерело, мы в очередной раз закинули удочки. Для ловли красной рыбы брали самую толстую леску, как тогда наши говорили, леску-миллиметровку. Рыбалка как рыбалка, но однажды попалась реально огромная белуга. Втроем не смогли вытащить рыбу на берег. На помощь к нам пришли соседи:7-8 человек и то не смогли вытащить добычу на сушу. Тогда рыбу разрубили в воде. Пришлось отдельно голову отсекать и туловище по частям вытаскивать. Рыбу загрузили в машину и еле-еле машина выехала. По времени шесть-семь часов ушло. Только под утро приехали домой. Это была самая большая рыба в моей жизни. В том 1978 году я был еще подростком.

Еще добавлю про рыбалку. Сегодня в Актобе живут мои сослуживцы. Это старший лейтенант Владимир Егоров, с ним вместе служили в Атырау. Еще один товарищ был начальником караула. Это старший прапорщик Григорий Евдокимов. Мы втроем часто ездим на Илек и Бутак. У нас еще три водохранилища имеется: Саздинское, Актюбинское и Каргалинское. На рыбалку мы туда ездим на своих машинах. Мешки спальные с собой берем. Только летом ездим втроем. На зимнюю рыбалку ходим вдвоем с Владимиром, ибо Григорий любит только летом рыбачить.

Возле Атырау тоже бывает интересная рыбалка. Ловят на резинку. Грузило прикрепляют к резинке где-то на 5-6 метров и к нему привязывают леску с крючками на балберках (небольшие белые поплавки). Закинув подальше удочку, потихонечку работают как блесной, подтягивают и отпускают. Судак, жерех на нее клюет.

В 2004 году в Атырау приезжал к нам в командировку полковник Алексей Мельников. Его повезли на рыбалку на реку Жайык. Алексей Васильевич удивился необычной ловле судака и жереха на резинку и попросил сделать ему такую же удочку. 

– Вы еще желаете что-то добавить к рассказу?

– Да, хочу рассказать еще об одном хобби. Это путешествия по разным странам. Мы с семьей побывали в Узбекистане (Ташкент, Самарканд), в Кыргызстане (Бишкек, Иссык-Куль), Таджикистане (Ходжент), в Египте, Турции, Черногории, Вьетнаме.

Больше всего запомнился 2008 год, когда дети подарили нам ваучер на отдых в Египте. На отдых в курортный город Шарм-эль-Шейх мы полетели через Москву, т.к. из Казахстана в то время самолеты не летали. Прибыв в египетский город, мы сразу приобрели визу, так как если посещать Африку, то нужна виза, а на Синайском полуострове она не нужна. Из Шарм-эль-Шейха мы выехали ночью, предварительно захватив «сухой паек». На выезде из города быстро прошли проверку на пропускном пункте. Ближе к рассвету мы проехали туннель Суэцкого канала и подъезжая к Каиру, кое-где встретили бронетранспортеры и даже танки.

Знаменитый Каирский национальный музей удивил нас богатейшей коллекцией экспонатов, представляющей всю пятитысячелетнюю египетскую историю, в том числе самое крупное в мире собрание артефактов, относящихся к древней эпохе. Внутри музея фотографировать не разрешают, поэтому необходимо сдать всю фото и видео аппаратуру в камеру хранения. Затем раздают радиостанции и наушники. Аппарат настраивается на определенную частоту, и можно услышать своего гида на расстоянии 15 метров. Везде группы туристов, но никто друг другу не мешает.

Потом мы посетили мечеть султана Бейбарыса. Стены семи-восьмиметровой толщины, внутри - балки из красного дерева. Затем наш путь лежал в «Подвешенную церковь». Её две башни установлены на глубоком фундаменте античной древнеримской крепости. Промежуточная часть как бы подвешена между ними. Это коптская церковь.

Переехав Нил, увидели совсем близко три большие пирамиды – Хеопса, Хефрена и Микерина – те, что называют Великими, а также несколько маленьких, где покоились жены фараонов. Можно было взобраться на нижние уступы, хотя официально это не разрешается. Внутрь не пошли. Во-первых, стоит это дорого. А во-вторых, гид отсоветовал. Сказал, что ничего там внутри интересного нет, да еще микроклимат тяжелый. Также дороговато стоит посетить Солнечную ладью Хеопса, которая скрыта специальным саркофагом. Рядышком стоят верблюды и конные двуколки, готовые покатать туристов. После прогулки вблизи пирамид наша группа организованно выдвинулась к Большому Сфинксу, охраняющему покой мертвых царей. Сфинкс показался нам еще более грандиозным и величественным чем сами пирамиды.

После пирамид начался поход по торговым местам. Сначала мы посетили Парфюмерный дворец семьи Доди Аль Фаеда (когда-то погиб вместе с принцессой Дианой). Подышали ароматами, попили каркаде, да и двинулись дальше. Посетили двухэтажный ресторанчик на берегу Нила и фирменный магазин папирусов. Удивились низким ценам придорожного базарчика, где купили настоящий манго с неповторимым вкусом.

Мы несколько раз ездили отдыхать в Египет. Особенно восхищает Красное море, солоноватое и с коралловыми рифами, где водятся много разноцветных рыбок. Поэтому каждый день после завтрака я отправлялся на море и, плавая в маске под водой, любовался загадочным миром. В общем об этом хобби я могу рассказывать Вам сутками.

– Ну, что ж, давайте на этой волне и закончим интервью. Желаем Вам и Вашей семье крепкого здоровья и успехов во всех делах!

– И Вам большое спасибо за внимание к ветеранам, особенно в дальних регионах.

Подполковник запаса

Алтай Сиырбаев

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -