Долг, мужество, ответственность

2002
Фото: Пресс-служба Национальной гвардии РК

В наших войсках правопорядка отслужило много достойных офицеров, которые начинали свой трудовой путь еще в советские годы. Один из них - подполковник запаса Иманали Пердибеков. Сегодня Иманали Тургунович расскажет о себе.

- Наше интервью начнем с классики. Где и когда Вы родились? Кто Ваши родители? Есть ли родные братья и сестры? Каким было детство?

- Родился я 11 января 1966 года и вырос в селе Дархан, которое находится в Среднечирчикском районе Ташкентской области (Республика Узбекистан). Папа мой, Тургун Дуйсекулович (1938 год рождения) закончил физико-математический факультет Ташкентского пединститута имени Низами и трудился учителем в средней школе, затем – преподавателем в Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, потом вернулся в школу, вновь став учителем физики и математики в нашем родном селе. После чего отец вышел на пенсию и уже как три года его нет с нами.

Мама, Ермегул (1939 г.р.) умерла еще в 1984 году от кровоизлияния в мозг. Она была домохозяйкой, воспитывала нас, восьмерых детей. Попробую кратко рассказать о каждом. На год младше меня – брат Женис живет в Алматы, работает в охране, бывший милиционер. После него по хронологии идет брат Бахыт, тоже работал в милиции. Он живёт в Южно-Казахстанской области, в поселке Казыкурт. Третья - сестра Зухра осталась в Ташкенте. После неё – брат Бауыржан, тоже бывший милиционер. Сейчас на пенсии и также живёт в Ташкентской области, в родительском доме. После него – сестра Карлыгаш, живёт в Астане. После нее был брат Рахматула, но он из жизни ушел в молодые годы. Затем идет самая младшая сестра Жулдыз, живет в селе Дархан. У всех братьев и сестер свои семьи.

В нашем селе была средняя школа № 28 имени Абая, которую я закончил в 1983 году. Самым любимым занятием стал обычный спорт, а предметом – перекладина. Мы подтягивались, тягали гири, бегали на большие расстояния, да в местной речке Карасу плавали.

- Куда дальше лежал Ваш путь?

- В том же 1983 году я поступил в Ташкентское высшее танковое командное училище имени дважды героя Советского Союза маршала бронетанковых войск П.С. Рыбалко, которое окончил в 1987-м году и получил лейтенантские погоны. Первым местом службы стал Одесский военный округ, а именно – город Тирасполь (Молдавская ССР, ныне Республика Молдова). Первой должностью стала должность командира танкового взвода.

В марте 1988 года меня направили в ДРА с интернациональной миссией. Служил в 191-м отдельном мотострелковом полку в должности командира танкового взвода, в провинции Газни. В июне этого же года наш полк вывели из Афганистана, и мы остановились временно в городе Термез (Узбекская ССР). Оттуда меня направили для дальнейшего прохождения службы в Туркестанский военный округ.

Родным на время стал город Теджен (Туркменская ССР), учебный танковый полк. Здесь я проходил службу в должности командира учеб­ного танкового взвода. Затем был заместителем командира роты. Потом я стал заместителем командира батальона.

В 1992-м году после развала Советского Союза я переехал в Ташкент, и продолжил службу в Ташкентском высшем военно-техническом училище МВД Республики Узбекистан в должности преподавателя, затем старшего преподавателя. В 2002 году переехал в Республику Казахстан и стал служить в Высшем военном училище внутренних войск МВД РК в городе Петропавловск. С 2002 по 2010 год я был преподавателем на кафедре вооружения и стрельбы. В 2010 году ушел на заслуженный отдых по состоянию здоровья. Мне тогда было 44 года.

- Чем занялись, став пенсионером?

— Как принято говорить в таких случаях, лежать на диване не стал. С момента выхода на пенсию и по сей день тружусь в охранной сфере. Сейчас работаю оператором видеонаблюдения на нашем железнодорожном вокзале.

- А почему Вы решили стать военным?

— На меня повлияли два деда. Один – Дуйсекул, отец моего папы, а второй – Ауесхан, старший брат папы, т.е. мой родной дядя, который, кстати, родился в 1926 году, так что ему в нынешнем 2026 году исполнилось бы ровно сто лет. Он ушел на фронт в 1945 году. Дуйсекул ата был участником Сталинградской битвы (ушел на фронт в 1941 году) и оттуда вернулся домой инвалидом. Ауесхан ата встретил День Победы на фронте, тоже вернулся домой. Но не только они рассказывали нам, сельским ребятишкам про войну. В те времена в нашем ауле было много других фронтовиков. Помимо дедушкиных рассказов на меня повлияли советские военные фильмы. К тому же в нашем селе один из близких соседей учился в танковом училище. Вот его пример и стал для меня решающим.

- Вы никогда не жалели, что стали военным? Например, вдруг бы произошел фантастический случай – Вас отправили в детство, Вы бы изменили свою биографию?

- Ни в коем случае. Я снова бы с удовольствием выбрал путь человека в погонах. А если спросите про выполнение интернационального долга в Афганистане, то ведь в те времена воспитание было другим. Нас, детей и молодежь учили, что нашей советской стране постоянно угрожает западный империализм. И поэтому, когда спрашивали об отправке в ДРА (Демократическая Республика Афганистан), то все отвечали согласием и служили там, как велели отцы-командиры и искренняя вера в справедливость общего дела.

- Что на Ваш взгляд самое важное при подготовке курсантов к службе в мирное время и возможным боевым действиям, исходя из Вашего практического опыта?

- Однозначно, тактико-огневая подготовка. Без нее нет будущих командиров. Здесь самое главное – тактика ведения боя. Ну, а огневая подготовка – это как само собой разумеющееся, ведь без нее вы не сможете профессионально уничтожить врага. Бой есть бой. Либо ты первым выстрелишь прямо в цель и ликвидируешь противника, либо он – тебя.

- А есть ли у Вас в биографии интересный и поучительный случай, связанный с солдатами?

- Расскажу два эпизода. Первый случай связан с родителями солдат, и он стал самым ярким воспоминанием о службе в Афганистане. Когда наша военная техника с нами, офицерами и солдатами шла уже по советской земле, то к нашей колонне подошла женщина средних лет и позвала меня. Разговор наш был недолгим. Оказалось, что это мама одного из солдат нашего полка. Она была счастлива, что ее сын жив и здоров. В знак благодарности за возвращение юноши домой она вручила мне носовой платок, сшитый вручную и украшенный узорами. Это стало самым большим подарком и знаком, что самое страшное позади. Мы вернулись домой, в мирную жизнь.

Ну, а теперь расскажу про второй эпизод, не совсем приятный, но говорящий о том, что служба – это не только положительные примеры и яркие страницы служебно-боевой деятельности, но и другая сторона медали.

Когда оставалось примерно десять дней до вывода нашего полка из южной горной страны и всё было почти готово к возвращению на Родину, произошел неприятный инцидент – побег военнослужащего срочной службы. Я, как уже ранее говорил, был командиром взвода. И хотя побег совершил военнослужащий не из моего взвода, но все равно ЧП касалось нас всех и почти весь наш личный состав был отправлен на поиски беглеца. А кругом горы, и найти там человека весьма сложно.

Полтора суток искали и все-таки нашли. Главной причиной поимки «партизана» стал тот факт, что вокруг полка были минные поля и поэтому наш «герой» чисто физически не мог далеко уйти, значит, спрятался где-то рядом. Нашли его в заброшенном бараке, причем беглец сумел поместиться под полом настолько в сжатом виде, что даже трудно было представить, как он сумел это сделать. После доставки в часть, пойманного беглеца показали перед всем строем в воспитательных целях, как положено. Да, люди разные служили в полку, у каждого свое мнение, свой психотип. Но что толкнуло того воина убежать, мы до конца не поняли. Отслужил он всего год. Видимо, не выдержал полевых условий.

Кстати, наш полк до моего прибытия уже участвовал в боевых действиях. В любую секунду на нас могли совершить нападение моджахеды, и поэтому мы всегда были начеку.

- А вот такой классический вопрос. Чего боится человек на войне и был ли у Вас самого страх?

- Точно не помню кто из великих полководцев сказал, но его фраза примерно звучала так: «Дурак, который не боится смерти, погибнет первым». Любой человек, даже самый смелый, все равно в глубине души боится погибнуть. У психически здорового человека должен работать инстинкт самосохранения. Конечно, этот факт не говорит о том, что военнослужащий в условиях боя должен постоянно думать, как ему поскорее убежать. Наоборот, он должен выполнять приказ командира и вести бой, но при этом он должен беспокоиться о своей жизни и принимать соответствующие меры безопасности, чтобы его не убили. Главное здесь – это выдержать первый бой, первый в жизни реальный обстрел, преодолеть первобытный страх и пойти в бой. Да, в душе будет неспокойно, страшно, но постепенно это пройдет. Страх должен перейти в действия. Никакой паники, а трезвый холодный ум.

Когда наш личный состав сопровождал колонну техники, то два раза я сам лично попадал под обстрел. Но нам крупно повезло – мы обошлись без потерь. Непосредственно в военных операциях мы не участвовали, но в зоне риска мы находились круглосуточно. Ведь мы встречали одних и провожали других и так каждый день. И не было никакой стопроцентной гарантии, что нам не ударят в спину или сверху. В такие минуты нам, офицерам, помогало еще и чувство ответственности за своих подчиненных. Первая задача была у наших командиров – сохранить жизнь солдат, чтобы они вернулись домой к своим родителям целыми и невредимыми. Особенно мы волновались, когда наш полк уже отправился домой, в Союз.

- Давайте поговорим о семейных делах. Как познакомились с будущей супругой?

- Это произошло в курсантские годы. Когда я учился в военном училище, то с друзьями часто выходили в город, на увольнение. Вот в один из таких походов, я и встретил свою любовь по имени Дилбар. Познакомились в парке, стали встречаться, дружить. Шел тогда 1985 год. Три года дружили. Свадьбу сыграли в 1988 году. В 1990 году родилась дочь Лаура, в 1993 – сын Абылайхан. Так что у нас двое детей.

Сегодня у Лауры трое детей, у Абылайхана – одна малышка Томирис, которой исполняется два годика в феврале 2026 года. А у Лауры самому старшему ее ребенку - сыну Арлану будет уже 13 лет, тоже в феврале. Затем идут Айлин и Айару (самая младшая).

- Чем Вы заняты в свободное от работы время?

- Мы с супругой живем в своем частном доме, поэтому в теплый период мы с ней вдвоем, образно говоря, копаемся в земле. Обожаю выращивать овощи, например, помидоры – сеять, поливать, пропалывать. Заботимся о своих цветах. Если выпадает свободный от хозяйства час, то с превеликим удовольствием читаю историческую литературу и фильмы смотрю, в основном, тоже исторические. Когда-то я любил читать Ильяса Есенберлина, Ильфа и Петрова, Эрнеста Хемингуэя, Александра Дюма. Современные книги мне неинтересны.

По странам дальнего зарубежья не люблю ездить. Предпочитаю Кыргызстан, Узбекистан, которые я считаю своими родными, поэтому бываю там каждый год. В родном селе бываю иногда по два-три раза в год, ведь там живут мой родной брат и двое сестер.

Девизов у меня особо не имеется. Просто думаю так. Утро мы увидели, ну и на этом спасибо. Если ты живой, то уже должен радоваться жизни. А всё остальное — мелочи.

- Наше интервью проходит в стенах Музея Академии Нацгвардии. Наверное, Вы заметили, как поменялись условия жизни, учебы и службы здесь?

- Естественно. Сразу видно, что Академия шагает в ногу со временем. Внешний и внутренний облик совершенно другой, не такой, какой был, когда я сюда прибыл в первый раз.

- А вот такой щепетильный вопрос. Вы же в курсе, что не все восемнадцатилетние парни хотят служить, и их мамы против. Что Вы скажете по этому поводу?

- Да, надо улучшать эту ситуацию. Во-первых, но это чисто мое субъективное мнение, надо помнить об огромной роли телевидения.

А оно, увы, не очень старается помочь правильно воспитать молодежь. По телевизору что сейчас показывают? Какую-то заоблачную жизнь богатых и не работающих людей. А где жизнь трактористов, токарей и других простых тружеников? Если смотреть современные передачи, фильмы, сериалы, то рабочих вообще нет. Есть только банкиры, бизнесмены, чиновники, их молодежь, тусующаяся в ночных клубах и на зарубежных курортах. Такое же равнодушное отношение и к нам, военнослужащим. Передач и фильмов, рассказывающих про людей в погонах можно по пальцам пересчитать. Я каждый день смотрю новости, и крайне редко вижу и слышу про вооруженные силы, Нацгвардию, вообще про силовые структуры. К сожалению, в новостях преобладает негатив, как будто положительные вести не в моде.

Вот исходя из этого и надо менять отношение телевидения, да и всех СМИ к реальности. Ведь еще много лет назад классик сказал, что одно из самых важнейших искусств – это кино, и оно должно служить народу. Поэтому твердо считаю, что мы все вместе – ветераны, действующие офицеры, средства массовой информации, представители кино и теле индустрии, журналисты, писатели, поэты – все общество должно крепко взяться за военно-патриотическое воспитание детей и молодежи. Вот только тогда все юноши будут стремиться стать солдатами и быть готовыми в любую минуту защитить нашу Родину.

- Хорошо сказано. Давайте на этой ноте и закончим диалог. Желаю Вашей семье, а также в Вашем лице всем ветеранам войск правопорядка крепкого здоровья и позитивного настроя. А также пользуясь случаем, от имени всей редакции мы поздравляем Вас с юбилеем!

- Большое спасибо! Пусть Ваша работа всегда будет успешной и полезной на благо нашей страны!

Интервьюировал подполковник запаса Алтай Сиырбаев, Астана-Петропавловск-Астана

Международное информационное агентство «DKNews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews.kz» © 2006 -