Министр индустрии и инфраструктурного развития презентовал сенаторам проект, призванный привести механизм субсидирования пассажирских перевозок к единому стандарту, сообщает Zakon.kz.
Основной задачей и целью законопроекта является решение трех вопросов: упрощение и прозрачность субсидирования пассажирских перевозок; предотвращение скрытого транзита грузов; регулирование услуг подъездных путей с учетом защиты прав потребителей.
В настоящее время пассажирские перевозки субсидируются из государственного бюджета (30 млрд тенге.). Другая часть расходов покрывается АО "НК "КТЖ"
(100 млрд тенге) за счет доходов от грузовых перевозок, что называется внутренним кросс-субсидированием.
- В данной схеме отсутствует централизация и прозрачность распределения денежных потоков. Для того, чтобы сделать систему прозрачной, законопроектом планируется создание отдельного оператора локомотивной тяги в пассажирском движении. Внедряется балансирующая плата перевозчика грузов в поддержку пассажирских перевозчиков для отхода от кросс субсидирования, без привлечения дополнительных средств из бюджета. Это позволит увидеть реальные затраты на пассажирские перевозки, - сказал Бейбит Атамкулов.
Министерство планирует ввести эту норму только на один год (2020-й) для фактической отработки нового механизма. Атамкулов отметил, что в результате изменений повысится прозрачность распределения государственных субсидий.
На презентации сенатор Абдикеров обратил внимание заместителя председателя правления АО "КТЖ" на плачевное состояние пассажирских вагонов, особенно в части санитарно-гигиенических норм.
- У нас есть 46 тыс. вагонов, 46% из них – устарели. Какая ведется работа по приведению вагонов к санэпидем нормам? Какая работа ведется по обновлению парка вагонов? – спросил он.
Абденов ответил, что компания с ноября ведет замену мягкосъемного инвентаря, оснащает их согласно нового стандарта, введены российские и европейские стандарты. А 12 декабря были введены единые стандарты санитарно-гигиенических норм.
- Нам еще требуется время для улучшения, приведения в соответствие со стандартами санитарно-гигиеническими нормами. Мы еженедельно проводим акцию "Чистый субботник" по саночистке вагонов. До апреля месяца мы будем проводить такие мероприятия по уборке и очищению вагонов, - сказал он.
Он также добавил, что состояние туалетных комнат в вагонах не выдерживают никакой критики. А потому в новых стандартах появились отдельные условия для туалетных комнат, их оснащению и уборке. Кроме того, планируется капитальный ремонт вагонов.
- В следующем году мы будем ставить 50 вагонов на капитальный ремонт (из более чем 20 тыс. устаревших – от авт.). Конечно вагоны совсем устарели, у нас есть 247 вагонов, из которых 70% эксплуатируются более 20 лет. Сейчас мы получили государственную поддержку, в следующем году будет проводится тендер с привлечением инвесторов и мы планируем закупить новые вагоны, - сказал Абденов.- Откуда вы будете закупать вагоны? – спросила спикер сената Дарига Назарбаева.
Он ответил, что компания ищет стратегического инвестора. Из достижений – определенность требований к инвесторам: улучшение состояния парка, уход от отопления углем.
- Мы рассматриваем российские заводы и 2 китайских завода. Проводим переговоры с 5-ю стратегическими инвесторами. Эта работа займет много времени, потому что у нас есть завод "Тульпар-Тальго", который мы хотим модернизировать и сертифицировать согласно новым стандартам. Так что это займет около года. За это время мы будем закупать вагоны на Тверском заводе в России, - сказал он и добавил, что в 2019 году АО "КТЖ" закупило 63 новых вагона, и еще 146 будет приобретено в 2020-м году.
Татьяна Ковалева
Фото: DKNews