Как от работы над Красной книгой Казахстана зависит жизнь казахстанцев?
Состоянием природы вообще и негативным влиянием на нее человека с его вечным и безудержным (а то и бездумным) стремлением к прогрессу, осуществляемым почему-то всегда не иначе как за счет природы, озаботились более 100 лет назад.
В 1902 году в Париже несколько стран подписали Международную конвенцию по охране птиц. Специалисты считают эту конвенцию первым соглашением по охране биоразнообразия. В 1948 году был создан Международный союз охраны природы (МСОП) – международная неправительственная организация при ЮНЕСКО с консультативным статусом, которая на сегодня объединяет 211 правительственных агентств и более 1200 неправительственных организаций из 160 стран мира.
«Одна страница – один вид»
В 1949 году внутри МСОП создается специальная экспертная Комиссия по редким видам (Species Survival Commission), первым председателем которой стал профессор С. Бойле, а от СССР в нее были избраны такие видные советские ученые как Г.П. Дементьев, А.Г. Банников и В.Г. Гептнер.
Эта Комиссия поставила перед собой задачу – создать мировой аннотированный список животных и растений, которым грозит исчезновение. Уже в 1949 году МСОП начал собирать информацию о редких животных и растениях, и в 1963-м появилась первая международная Красная книга (Red Data Book): два тома с информацией о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 таксонах птиц. (Таксон – группа дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков, – ред.)
Это были скрепленные между собой, как перекидной календарь, страницы по принципу: «одна страница – один вид». При необходимости листы (в зависимости от изменения ситуации с охраной редких таксонов) могли вынимать и дополнять. В 1966-1971 гг. вышло второе издание, которое включало данные не только о млекопитающих и птицах, но и об амфибиях и рептилиях.
В 1981 году при участии Всемирного центра мониторинга окружающей среды (WCMC) в Кембридже начали выходить уже не перекидные страницы, а полноценные книги. Позже появились Красные списки угрожаемых видов, они выходят под эгидой МСОП при участии более тысячи членов Комиссии по редким видам.
От эмоций – к закону
В создании и ведении Красной книги ученые видят действенную форму сохранения биологического разнообразия. Однако во многих странах мира Красная книга – это не государственный документ, обосновывающий сохранение диких видов животных и растений, а некий эмоциональный общественный призыв, который лишь побуждает к действию, но не имеет никакой законодательной базы. В таких странах одновременно бывает по нескольку Красных книг, выпущенных различными как научными, так и общественными природоохранными организациями.
В отличие от этих стран в Советском Союзе Красная книга сразу была учреждена на основе законодательных актов. Со времени первого выпуска Красной книги СССР в 1978 г. все включенные в нее виды были защищены государством на законодательном уровне. Этот подход был применен во всех союзных республиках.
«В Казахской ССР Красная книга была также учреждена и подготовлена в 1978 году. И с тех пор в нашей стране, как и в других постсоветских государствах, действует та же система. Красная книга Республики Казахстан имеет силу закона», – знакомит с ситуацией по работе над Красной книгой Казахстана Роман Васильевич Ященко, генеральный директор Института зоологии КН МОН РК.
В первое издание Красной книги Казахстана были включены только 87 видов и подвидов позвоночных животных. Все животные были разделены на две категории – находящиеся под угрозой исчезновения и редкие виды.
Второе издание Красной книги КазССР вышло в 1991 году малым тиражом. Всего – 500 экземпляров, отпечатанных ротапринтным способом. В книге не было рисунков животных, и предназначалась она, в основном, для специалистов в области охраны природы. В это издание Красной книги были включены уже 129 видов и подвидов позвоночных животных и впервые – 105 видов беспозвоночных животных.
Третье издание Красной книги РК началось в 1996 году с публикации первой части первого тома, в которую вошли 125 видов и подвидов позвоночных. Одновременно с этой публикацией была начата работа над второй частью книги «Беспозвоночные животные», которая завершилась в декабре 2003 года. Тираж третьего издания книги был выпущен в 2005 году.
В начале 2000-х годов МСОП разработал новые критерии для ведения Красного списка видов и подвидов мировой фауны и флоры. И в третьем издании Красной книги Казахстана вторая часть первого тома вышла уже с учетом новых критериев организации.
Четвертое издание разработано в 2008 году, а тираж осуществлен в 2010-м. На этом издание Красной книги Казахстана, к сожалению, обрывается, хотя согласно национальному законодательству Красная книга должна подготавливаться и выпускаться каждые десять лет…
Флора и фауна, которых мы недосчитались
Схема работы над Красной книгой такая: ученые проводят мониторинговые полевые исследования, оценивают состояние диких видов и подвидов в природе, составляют актуальный список животных и растений, которые надо особо охранять. Передают его в уполномоченный орган – сейчас это Комитет лесного хозяйства и животного мира МЖЭГПР РК. Комитет организует работу Зоологической и Ботанической комиссий. Затем обновленный список направляется в правительство для утверждения. Итогом этой работы является соответствующее постановление правительства за подписью премьер-министра.
С 2008 года Красная книга не только не издается, но главное – не проводится контроль за состоянием популяций редких и исчезающих видов и подвидов животных и растений Казахстана, которые нуждаются в особой охране. Вследствие этого многие виды флоры и фауны на территории страны находятся в неизученном и неоцененном состоянии – они под угрозой исчезновения или в настоящее время исчезли вообще.
Особенно это касается беспозвоночных животных. Некоторый контроль со стороны государственных служб проводится только за состоянием популяций отдельных видов позвоночных животных на территории всей страны. Определенный учет численности промысловых видов птиц и млекопитающих ведется на территориях частных охотничьих хозяйств. Но такой контроль является крайне недостаточным для оценки состояния всего животного мира страны. Это очень опасная тенденция, потому что исчезновение или сокращение численности только небольшой группы насекомых-опылителей растений, о существовании которых многие даже не задумываются, могут привести к огромным экономическим потерям и катастрофическому состоянию многих природных экосистем.
«Сейчас необходимо подготовить очередное пятое издание Красной книги, – говорит Роман Васильевич. – Для этого необходимо провести полевые исследования для выяснения состояния популяций видов и подвидов, уже внесенных в Красную книгу, оценить угрозы и разработать меры по восстановлению исчезающих видов. По отдельным видам млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и амфибий имеется некоторая информация, полученная в ходе государственных учетов численности и во время проведения ныне редких зоологических фундаментальных исследований. Это несколько облегчает работу с позвоночными. Но, к сожалению, современных сведений о состоянии популяций огромного числа видов беспозвоночных животных, которые играют определяющую роль в сохранении экосистемного разнообразия, информации практически нет. Провести анализ ситуации с этими видами в тиши кабинетов невозможно. Красная книга – не просто отпечатанное в типографии издание, это, прежде всего, процесс слежения за состоянием тех редких и исчезающих видов, которые приводятся в государственном перечне. Поэтому работа по Красной книге должна вестись постоянно».
Как отмечает специалист, для преодоления сложившегося информационного вакуума для издания Красной книги необходимо провести зоологические исследования в течение, как минимум, 2-3 лет. При достаточном финансировании научных работ. Современный перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных РК насчитывает 229 таксонов, и состояние каждого из них должно быть адекватно оценено.
С начала 2000 годов существует Зоологическая комиссия, цель которой – контроль за внесением новых и исключение восстановленных видов из упомянутого перечня, а также контроль за ведением и обновлением Красной книги Казахстана. Парадокс в работе комиссии заключается в том, что с 2013-го до 2019 г. в назначенный состав этого органа входили всего 3 эксперта-зоолога. Остальные – администраторы и чиновники. В конце 2019 года ситуация изменилась в лучшую сторону: по предложению Института зоологии КН МОН РК в состав комиссии включили ученых-зоологов по различным группам животных.
Время научного мониторинга
«Институт зоологии поднимает вопрос по проведению научного мониторинга состояния популяций редких и исчезающих видов животных Казахстана перед Комитетом лесного хозяйства и животного мира и Комитетом науки, – рассказывает Роман Ященко. – Возможно, в итоге из бюджета страны будут выделяться деньги на эти исследования. Никто не против. Но вопрос решается медленно. Участвуя в работе Зоологической комиссии, представители нашего института также ставят вопрос о выделении бюджетных денег хотя бы на проведение в течение 1-2 лет научных мониторинговых исследований. Сейчас Комитет науки МОН РК ведет активную работу по внесению таких дополнений в Закон РК «О науке». К сожалению, в последние 8-10 лет финансирование науки опустилось до рекордной отметки 0,12% от ВВП страны. Многие научные направления стали сокращаться и даже исчезать. Это коснулось и Института зоологии. Например, в 1984 г. институт насчитывал более 500 сотрудников, работавших в 17 лабораториях и подразделениях. А когда я был назначен директором института в 2018 году, то застал здесь удручающую картину – работали 10 научных сотрудников в единственной уцелевшей лаборатории териологии. Сейчас дела обстоят лучше, идет активное развитие института. Работает уже около 100 человек, восстановлено 5 лабораторий, скоро откроем еще 3 лаборатории. К концу 2022 года в институте, по нашим планам, будут работать до 165 человек. Это становится возможным, благодаря поручению президента страны увеличить финансирование науки до 1% от ВВП в течение 5 лет. В ближайшем будущем планируем организовать отдельное структурное подразделение для работы по краснокнижным животным».
Красные линии зеленых
Ведение Красной книги, обновление ее списка, проведение соответствующих исследований – не какая-то узкопрофессиональная задача, а серьезная социально-экономическая проблема, которую необходимо решать. Президент страны недавно обратил внимание на истребление одной особи каспийского тюленя. И это стало одной из побудительных причин ввести этот вид в список особо охраняемых животных.
Мониторинговые исследования флоры и фауны Казахстана должны вестись не эпизодически, а на постоянной основе. Перед Институтом зоологии также стоит важная задача полностью перейти на международные критерии оценки таксонов животных, чтобы национальная Красная книга была достойной частью единой мировой системы Красных списков.
«Надо поставить эту работу на совершенно другой технологический уровень, – утверждает Роман Васильевич. – Это должна быть постоянно отслеживаемая и обновляемая электронная база данных, которая существует на основе научного мониторинга за состоянием популяций редких и исчезающих видов».
Если таких обследований не проводить, или проводить их лишь как временные кампании, то есть серьезный риск потери генетического разнообразия, и непонятно, какую лавину событий может запустить исчезновение того или иного вида. А может, это вообще поставит под вопрос существование всех людей. Но пока еще решение этой проблемы в наших руках…
Татьяна БИРЮКОВА