Время ответственных решений
В 1991 году, когда Казахстан обрел суверенитет, руководству страны нужно было иметь не только высокую политическую и экономическую компетенцию, стратегическое видение, но и немалое мужество, чтобы взять на себя ответственность за судьбу страны. Решения надо было принимать оперативно, грамотно, профессионально, ведь экономика республики была в крайне плачевном состоянии, несмотря на наличие природных богатств. Тогда многие из тех решений казались крайне болезненными или даже ошибочными, но, как показали 28 лет развития суверенного Казахстана, принципиальные политические и экономические решения, рыночная стратегия, которую проводил президент Нурсултан Назарбаев со своей командой, оказались верными и эффективными.
Хотя путь молодого государства оказался тернист, мы шли не без потерь и ошибок, но сегодня, в преддверии своего тридцатилетия, Казахстан находится на устойчивой экономической базе, которую можно назвать стартовой платформой для следующего, четвертого десятилетия развития страны.
В поисках собственного пути развития
Критически оценивая пройденный за эти годы путь, можно выделить три основных экономических этапа развития страны, на каждом из которых решались актуальные в тот период задачи, проанализировать решения и действия того времени, оценить их результативность.
Первое десятилетие – 1991–2000 годы, когда шел поиск модели развития и становление страны, было самым сложным. Государство возникло на обломках Советского Союза в условиях экономического хаоса: остановка производств, разрыв связей, отсутствие денег, невыплаты зарплаты и огромные долги всех и всем, массовая миграция людей на всем постсоветском пространстве. Поскольку уже выросло целое поколение казахстанцев, которое не знало это время, приведу, а кому-то напомню, только некоторые характеризующие то время цифры.
Гиперинфляция в 1992 году составила 3000%, в следующем году – 2265%. Трудно теперь представить, как выживали многие семьи. Промышленность в первые годы независимости даже не стагнировала, а падала в пропасть – спад производства достиг в 1994 году 28%.
Такие показатели, как ВВП страны, среднедушевые номинальные денежные доходы населения и среднемесячная номинальная заработная плата в 1991–1992 годах даже не подсчитывались. Ускользающие величины технически не поддавались подсчету.
Диалоги в обществе касались больше темы выживания, многие просто ждали решительных действий власти, которые бы позволили выйти из затяжного падения, вернуться к нормальному образу жизни. Поэтому объявленный курс на рыночную экономику воспринимали если и без понимания его сути, но с надеждой на лучшее.
Именно кардинальная смена курса стала определяющим для Казахстана политическим и экономическим решением. Но одно дело принять решение на политическом уровне, другое – повернуть страну в рынок, преодолевая инертность действовавших механизмов и отчасти – устоявшийся менталитет. На тот момент у республики не было ни законодательной базы, на которой можно было выстраивать рыночную экономику, ни практического опыта, ни достаточных знаний, ни рыночных специалистов. Поэтому предстояло действовать с нуля и одновременно на всех фронтах: готовить кадры за рубежом, выстраивать экономическое и финансовое законодательство, создавать институты управления, постепенно менять мышление населения, решать задачи в реальном секторе.
С точки зрения управления тоже не было никакого опыта: до 1991 года центр принятия решений находился в Москве. После развала Союза он сместился в Казахстан. Исторически к нам перешли отдельные взаимоотношения с экономическими партнерами по бывшему Союзу, но чтобы их развить на новом уровне, надо было с нуля построить новую экономику. Строить, отталкиваясь от того, что было: природных богатств, все еще сохраняющихся предприятий горной металлургии, слабеющего сельского хозяйства – фактически это и составляло хребет казахстанской экономики в начале 90-х годов прошлого века. Но для их подъема были нужны новые квалифицированные кадры, современные технологии и… репутация страны, или хотя бы ее узнаваемость в мире, которую мы в силу молодости страны еще не успели обрести.
Время нестандартных решений
Глава государства Нурсултан Назарбаев стал той личностью, через которую мир узнал о Казахстане. Вначале возник интерес к новой стране, потом – желание приехать, и только потом – инвестировать и работать. А для этого надо было готовить соответствующую почву. Именно в это время руководство страны, не медля, принимает решения и делает практические шаги, которые оказали сильное влияние на все последующие годы.
В жестких условиях разрухи были начаты экономические реформы. Во-первых, это приватизация госсобственности, отмена госрегулирования уровня цен по большинству видов товаров и услуг. Во-вторых, отход от социалистического метода хозяйствования: были упразднены госорганы, наделенные планово-распределительными функциями.
В 1993 году была принята Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ. В целом с 1992 по 1997 год были приняты Конституция РК, законы о банкротстве, бюджетной системе, Национальном банке, нефти, налогах, государственной поддержке прямых инвестиций, рынке ценных бумаг, защите и поддержке частного предпринимательства, о малом и среднем бизнесе и многие другие. В этот период Президентом было принято большое количество указов, имеющих силу закона. Учитывая ситуацию и необходимость быстро создать нормативную базу, их не писали с нуля, а выбирали лучшую зарубежную практику и адаптировали к нашим условиям. Затем эти указы приняли статус законов и впоследствии были доработаны, усовершенствованы. Фактически в эти годы была сформирована вся основа законов, необходимых для проведения реформ в период трансформации экономики из плановой в рыночную.
Параллельно с этим менялась ситуация и в реальной экономике. В страну потянулись иностранные инвесторы. Подлинным прорывом, поворотной точкой стало подписание Президентом Н. А. Назарбаевым и председателем Совета директоров корпорации «Шеврон» К. Дерром соглашения о создании ТОО «Тенгизшевройл» в апреле 1993 года.
Беспрецедентный шаг, который предопределил, куда будет двигаться отрасль. Это решение порой критикуется. Как говорится, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны… Но, напомню, в момент прихода «Шеврона» в Казахстан не было никаких рыночных законов, не было доверия к стране. Они открыто говорили, что рисковали. Но они поверили нашему Президенту Нурсултану Назарбаеву и его словам. И не прогадали.
Для нефтегазовой отрасли это было ключевое решение. Чтобы такой крупный инвестор остался в стране, ему нужно было предоставить определенные эксклюзивные условия. И это было сделано.
В результате приход компании стал знаковым событием для других иностранных инвесторов. Потом будет Карачаганак, Кашаган и другие. Все поняли, что в Казахстане можно работать, в страну можно инвестировать. Для экономики это был прорыв, поскольку когда приходит такой инвестор, с ним приходят квалификация, знания, новые технологии, опыт. Тогда же нам стала понятна и огромная разница между советскими и западными наработками, управленцами, кадрами.
Исторический шанс
Другим непростым, можно сказать, очень сильным по эмоциям, но принципиальным решением стал переход Казахстана на собственную национальную валюту 15 ноября 1993 года. Достаточно почитать в открытых источниках стенограммы заседаний Верховного Совета, публикации в СМИ, какие яростные споры вызывало это намерение. Обсуждалось несколько вариантов, как двигаться дальше. Поэтому Глава государства, взяв на себя всю ответственность за его последствия, прежде чем принять это решение, постарался максимально изучить все мнения, возможности, риски. Он понимал, насколько Казахстан связан со своими партнерами по бывшему Союзу многочисленными хозяйственными цепочками. Но он также понимал, что переход на национальную валюту – это исторический шанс закрепить суверенитет страны по всем позициям раз и на века.
Президент смотрел вперед, понимая, что с национальной валютой страна быстро встанет на ноги и будет развиваться дальше, усиливая кооперацию и интеграцию с экономическими партнерами. Так и вышло в итоге.
Понятно, что в те дни стране не хватало опыта, шел неконтролируемый вброс рублевой массы в Казахстан: эмиссионный центр находился за пределами страны, плюс другие республики уже перешли на собственные валюты и сбрасывали ненужные им советские рубли в Казахстан. Последствия этих процессов, которые шли в 1992–1993 годах, невозможно было остановить сразу даже после введения тенге, они не могли пройти бесследно в один день. Поэтому этот естественный инерционный процесс «догонял» нас еще три года: инфляция, девальвация. Добавился неудачный эксперимент с межзачетом в 1994 году. Тенге в первые три года своего существования потерял в стоимости 15 раз (только за 1994 год тенге упал в 7 раз). Некоторые эксперты сейчас пытаются спекулировать, что тенге с момента введения обесценился в 80 раз, забывая, что основные потери валюта понесла в первые три года жизни. Когда же реальная рыночная стоимость валюты была определена, с 1996 года к нынешнему моменту тенге обесценился менее чем в 6 раз, что сопоставимо с девальвационными потерями валют в других странах.
Судьбоносные решения
Отправной точкой к построению основы независимого процветающего государства на долгие годы вперед стала Стратегия развития «Казахстан-2030», принятая в октябре 1997 года. Тогда это был революционный документ, который многим казался преждевременным и нереализуемым. Но время показало, что, ставя высокие цели, Казахстан смог быстро выйти на траекторию устойчивого роста, а затем, в декабре 2012 года, принять и Стратегию «Казахстан-2050».
В 1998 году проведена пенсионная реформа, была создана накопительная система, которая сейчас критикуется, но и тогда, и сейчас, альтернативы ей нет. Сегодня в системе открыто 10 548 910 счетов, пенсионные накопления превысили 10 трлн тенге, а выплаты пенсионерам составили свыше 736 млрд тенге.
Одним из основных достижений первого этапа развития страны стало создание в 2000 году Национального фонда, который позволил снизить зависимость страны от неблагоприятных изменений ценовой конъюнктуры мировых рынков. Это краеугольное решение, которое сейчас интегрировано в бюджетную политику страны, но в то время это был тоже революционный шаг. Потому что свободных средств в стране особо не было и было желание пустить их на текущие социальные цели. Но время доказало обратное. Президент уже тогда понимал, что нужно сберегать и эти средства пригодятся в более сложные времена. Создание Национального фонда предопределило на долгие годы модель бюджетных отношений и подходы к денежно-кредитной политике в Казахстане. С момента создания Национального фонда его активы увеличились более чем в 90 раз, с 660 долларов млн в начале 2001 года до 60 млрд долларов в 2019 году. Это более трети от ВВП!
Во многом благодаря системной, плановой работе на уровне руководства страны в 1998–1999 годах Казахстан успешно прошел первые испытания кризисами – азиатским, российским.
Напомню еще один важный исторический факт 2000 года: в мае Казахстан досрочно погасил свои обязательства по кредитным линиям МВФ. Республика стала единственной в СНГ и Восточной Европе, досрочно закрывшей свои обязательства перед фондом. В специальном заявлении МВФ по этому поводу подчеркнул, что решение фонда основано «на впечатляющих достижениях в области стабилизации экономики, чрезвычайно благоприятных средне– и долгосрочных прогнозах развития экономики Казахстана, а также очень низкой вероятности того, что стране в будущем потребуются кредиты фонда».
Подводя итоги первого этапа экономических реформ, можно констатировать, что к 2000 году Казахстан подошел с формированной рыночной экономической структурой, финансовой системой, где уже доминировал развитый банковский сектор. Страна определилась с законодательной базой, прекратилось сокращение производства товаров и услуг. Казахстан вышел из крутого пике и вступил в фазу развития. Ключевым достижением страны стало создание благоприятного инвестиционного климата; обеспечение стабильности в обществе. ВВП Казахстана в 2000 году в реальном выражении вырос на 9,8%, а ВВП на душу населения увеличился почти вдвое с 1993 года – с 696,2 до 1229 долларов. Уровень инфляции снизился до 9,8% в 2000 году. Таким образом, в первое десятилетие страны была заложена основа будущих достижений Казахстана в области социально-экономического развития. Да, это был непростой поиск своего пути, да, были ошибки и отступления – не ошибается тот, кто ничего не делает, – но в итоге страна вышла на траекторию устойчивого развития и была готова к преодолению новых испытаний.
Второе десятилетие – 2001–2010 годы, качественный рост
Отметив миллениум, республика вошла в качественно новую фазу своего развития – именно качественным ростом можно охарактеризовать второе десятилетие развития суверенного Казахстана. Из лексикона практически ушла эмоционально окрашенная терминология первого десятилетия: страна уже не преодолевала трудности, а развивалась, не выживала, а жила и строила планы.
Страна жила по предложенной Нурсултаном Назарбаевым Стратегии «Казахстан-2030», которая определила направление развития нового десятилетия.
В целом к 2001 году казахстанская экономика перешла на модель развития, основанную на ограниченном вмешательстве государства в экономику при активной роли частного сектора, который сформировался в исторически короткие сроки благодаря программам приватизации и поощрения конкуренции. Более 70% созданной в экономике добавленной стоимости приходился на долю предприятий с частной формой собственности.
О том, что экономический блок строился по правильным лекалам, грамотно адаптированным к реалиям страны, и многие программы реализовывались успешно, свидетельствуют макроэкономические показатели первых лет наступившего тысячелетия. ВВП по итогам 2001 года составил 22,2 млрд долларов. В следующем году – 24,6 млрд долларов, затем – 30,8 млрд долларов.
На первое десятилетие 2000-х годов пришелся и пик строительства столицы, запуск первой государственной программы развития жилищного строительства. В полную силу заработала президентская программа подготовки кадров «Болашақ». Глава государства хорошо понимал, что без молодых управленцев, высококвалифицированных специалистов трудно двигать реформы.
Казахстану первому из стран СНГ был присвоен инвестиционный страновой рейтинг от трех ведущих международных рейтинговых агентств – Moody’s, Fitch Ratings и Standard & Poor’s.
Росту казахстанской экономики способствовала и хорошая конъюнктура цен на основные группы казахстанского экспорта: нефть, газ, металлы. При этом большая часть сверхдоходов сырьевого сектора отправлялась в копилку – в Национальный фонд. Что оказалось очень дальновидной и предусмотрительной мерой. Президент помнил всегда, что в рыночной экономике не бывает непрерывного роста, благополучные периоды всегда сменяются фазами спада. И тогда накопление в «тучные» годы ресурсы помогают преодолеть кризисные явления.
Проверка на прочность казахстанской экономики не заставила себя долго ждать. С 2007 по 2009 год, когда страна попала в зону турбулентности мирового кризиса, банковский сектор оказался наиболее уязвимым. Казахстан, проведя очистку банковского сектора в 90-е годы и внедрив международные стандарты раньше своих соседей, создал конкурентоспособный финансовый сектор. Международные инвесторы это признали. В результате в первой половине нулевых коммерческие банки Казахстана смогли выйти на международные рынки капитала и привлечь дешевые ресурсы в страну.
Но банковские заимствования оказались палкой о двух концах, которая «выстрелила» в кризис серьезными проблемами, в том числе с Банком БТА. Недобросовестный менеджмент, экономическая близорукость, неспособность грамотно распорядиться ресурсами, безответственность и, в конечном итоге, воровство акционеров и менеджмента стали причиной скрытого банкротства многих банков. Эту гигантскую проблему в комплексе с поддержкой банковского сектора в условиях громадной доли токсичных активов, хотя и удалось отойти от критической черты, приходится решать до сих пор.
Занимали банкиры, отвечало государство. Пришлось спасать не только банки, но и те сектора, которые были неразрывно связаны с их кредитами. Именно тогда Национальный фонд выполнил свою основную функцию. Деньги были выделены быстро, адресно и эффективно. Они пошли в реальный сектор экономики, на поддержку малого и среднего бизнеса, на решение социальных задач и целых программ. Ресурс устойчивости был настолько хорош, что ВВП даже в этот период не уходил в отрицательную зону, рост экономики сохранился. Показатель ВВП по итогам первого посткризисного 2010 года составил 148 млрд долларов. При этом ВВП на душу населения вырос с 1,5 тыс. долларов в 2001 году до 9,1 тыс. долларов в 2010 году.
Да, мы обожглись на кризисе. Но без кризиса невозможно понять уязвимые точки и слабости, эффективно устранить недостатки и наработать бесценный опыт. Если хочешь преодолеть кризис, действуй быстро. Это отличительная черта Главы государства. И как бы тяжело ни было, создавай заделы на будущее. В целом же экономическая ситуация ни в один из периодов времени не пускалась на самотек, государство и его институты незамедлительно реагировали на вызовы, действовали на опережение, чтобы минимизировать риски. Глобальной составляющей успеха казахстанской экономики, несмотря на болезни роста, стала инвестиционная привлекательность страны. В этом огромная заслуга Нурсултана Назарбаева, который и дома, и практически во всех зарубежных поездках встречался с бизнес-сообществом и приглашал ведущие компании – мировые бренды в Казахстан.
Огромную роль в выстраивании отношений Казахстана с иностранными инвесторами играл и Совет иностранных инвесторов, и наличие законодательной базы, и сформировавшийся в стране инвестиционный климат. Поэтому результат был закономерным: за 2001–2010 годы валовой приток иностранных инвестиций в Казахстане составил 115,1 млрд долларов.
Третье десятилетие – 2011–2019 годы, курс – на диверсификацию
Обращу внимание на еще один нюанс, который становится очевиден сейчас, спустя годы: Глава государства очень четко видел границы той или иной экономической ситуации и понимал, что зависимость экономики от сырья – это тупик, над выходом из которого нужно думать постоянно. Необходимость отхода от сырьевой экономики была осознана в Казахстане еще на начальных этапах развития страны. Но достаточные условия для полномасштабной реализации этой задачи сложились только к началу третьего десятилетия независимости. С 2010 года начала осуществляться проактивная промышленная политика, начался отсчет первой индустриальной пятилетки, направленной на диверсификацию. Можно сказать, что заложенная в первые двадцать лет экономическая, законодательная, инвестиционная база образовали ту самую рыночную систему с работающими механизмами.
Были выработаны правила и системные подходы, что во многом давало, с одной стороны, свободу предпринимательства, с другой – позволяло избежать волюнтаристских (в смысле игры без правил) решений, без учета реалий жизни и экономики. С 2010 года наступил этап программной политики в экономике, которая стратегически определялась концептуальными решениями, вырабатываемыми верховной властью страны, а тактически – разработанными программами развития различных отраслей экономики, с четко заданными макроэкономическими индикаторами, причем с учетом социального аспекта.
Одна из них – Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010–2014 годы. На ее реализацию из госбюджета в эти годы было выделено 4,2 трлн тенге.
Что в целом дала эта программа? Во-первых, позволила сохранить положительные темпы роста экономики. Во-вторых, что, думаю, не менее важно, к ней подключился бизнес – со своими инвестициями. Причем в достойной пропорции: частные инвестиции составили более 50% к государственному финансированию. В-третьих, ставка была сделана не только на насыщение отечественной продукцией рынка и импортозамещение, но и обозначился экспортно ориентированный вектор несырьевых товаров.
Понятно, что первая программа во многом стала пилотным, хотя и масштабным проектом. У нее были недочеты. Может быть, чрезмерный оптимизм не позволял точно рассчитать свои силы, но в итоге был приобретен полезный опыт, давший больше прагматизма в будущих проектах. Но именно первая программа дала толчок, выстроила все механизмы поддержки, стимулирования и субсидирования бизнеса. А главное – был отработан алгоритм определения приоритетных секторов экономики.
Важным фактором устойчивости дальнейшего развития страны является преемственность и последовательность в политике диверсификации экономики. 1 августа 2014 года Елбасы утвердил Государственную программу индустриально-инновационного развития РК уже на 2015–2019 годы. Наверное, не 100% проектов успешны, но те проекты, которые заработали, реально приносят добавленную стоимость стране, доказывая эффективность такого системного подхода государства в вопросах диверсификации экономики.
Вероятно, не будь серьезных внешних шоков, реализация внутренних задач шла бы с меньшими препятствиями. Но страна сделала свой выбор в пользу рыночной экономики, а значит, предстояло принять его со всеми шоками, вызовами, рисками и научиться жить в его условиях. Вероятно, и вторая пятилетка индустриализации шла бы по другому сценарию, не будь такого очередного внешнего вызова 2015 года: снижение цен на нефть более чем в 2 раза за полгода (с 100 до менее 50 долларов за баррель в августе) и девальвация национальных валют у наших основных стран-партнеров.
Предыдущий кризис стал жестким уроком для страны, но он научил действовать быстро. С 2015 года в стране реализуется инфраструктурная программа «Нурлы жол» стоимостью около 7,8 трлн тенге, выделенных преимущественно из Национального фонда. Именно эта программа поддержала занятость и обеспечила необходимые драйверы роста в кризисный период, включая поддержку отдельных секторов экономики и экспортеров обрабатывающей промышленности.
С августа 2015 года Казахстан перешел на новую денежно-кредитную политику и свободно плавающий обменный курс. Два принципиальных решения Национального банка – переход к инфляционному таргетированию и политика свободного обменного курса – обусловили новые правила экономики, соблюдать которые было непросто, а не соблюдать – чревато серьезными валютными потерями. В 2014 и 2015 годах на поддержание валютного курса были проданы на внутреннем рынке рекордные 22,4 млрд и 12,7 млрд долларов ЗВР Национального банка. Никогда еще страна так дорого не платила за поддержание валютного курса.
Казахстан ранее уже опробовал несколько режимов валютного курса, в том числе и режим неявной привязки тенге к доллару. Но это неизбежно приводило к накоплению дисбалансов в экономике и как следствие, к вынужденной девальвации тенге. В этот раз также ожидалось, что Нацбанк под давлением общественной реакции и спекуляций отступит от своих решений по курсовой политике, но этого не произошло. И после первых трех месяцев турбулентности, связанной с адаптацией рынка к новым экономическим условиям, ситуация стабилизировалась. Это позволило в последующем «заключить» в жесткий коридор инфляцию и, более того, удерживать ее у нижней планки коридора, а значит, дать возможность экономике развиваться спокойно в предсказуемых условиях с возможностью долгосрочного планирования. Естественно, при условии соблюдения заданных макроэкономических условий: инфляционного таргетирования и свободно плавающего обменного курса. События августа 2015 года оказали некоторое влияние на ход реализации планов развития экономики, но не сдвинули ее с заданного глобального курса.
Программным документом для дальнейшего развития экономики наряду со «Стратегией-2050» стала Программа Елбасы от 20 мая 2015 года «План нации – 100 конкретных шагов». Президент напомнил в ней о задаче к середине ХХI века добиться вхождения Казахстана в число 30 самых развитых государств мира и расписал поэтапный план действий. Все предельно ясно и понятно. И населению, и государственному аппарату. Пять направлений – формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, нация единого будущего, транспарентное подотчетное государство.
Сегодня можно подвести промежуточные итоги реализации поставленных задач в разных сферах экономической деятельности. В рамках диверсификации экономики начался переход от экспорта сырья к экспорту обработанных товаров. Принята экспортная стратегия, где определены перспективная «экспортная корзина» и приоритетные рынки сбыта Казахстана.
В рамках проектов Карты индустриализации в Казахстане стали выпускать более 500 ранее не производимых новых видов продукции. Например, грузовые и пассажирские вагоны, электровозы, грузовые, легковые автомобили и автобусы. А номенклатура экспортных позиций обработанного экспорта Казахстана увеличилась на 23% с 2010 по 2018 год, составив 988 товарных групп. Республика впервые начала экспортировать электровозы, тепловозы.
Несмотря на то что доля обрабатывающего сектора в ВВП значительно не изменилась и составляет, по последним данным, 11,9%, увеличивается вклад обрабатывающего сектора в промышленности – с 31% в 2010 году до 36% по итогам полугодия 2019 года.
С 2001 по 2018 год был реализован ряд инфраструктурных проектов в железнодорожной отрасли, в общей сложности было построено более 2500 км новых железных дорог. Это позволило улучшить внутренние коммуникации между регионами и нарастить экспортный и транзитный потенциал страны. Позитивные перемены происходят в автомобильном транспорте: за последние 27 лет объемы перевозок автомобильным транспортом выросли в 6 раз. Развивается водный транспорт. Так, благодаря расширению морского порта Актау и строительству паромного комплекса в порту Курык пропускная способность портовой инфраструктуры на Каспии увеличена с 16,5 до 27 млн тонн. В целом на сегодняшний день общая пропускная способность морских портов Казахстана доведена до 27 млн тонн.
Отрасль гражданской авиации страны сегодня также характеризуется высокой конкурентоспособностью. Что отражается и на динамике показателей: если количество перевезенных пассажиров в конце 90-х – начале 2000-х годов составляло порядка 1 млн пассажиров, то в 2018 году это число достигло 7,9 млн человек. В 2001 году была создана авиакомпания «Эйр Астана», которая сегодня является флагманом и соответствует высоким международным стандартам. А 1 мая текущего года был осуществлен первый рейс по направлению Алматы – Нур-Султан отечественной лоукост-авиакомпании Fly Arystan.
Хорошими темпами развивалась и автодорожная отрасль. За 28 лет независимости протяженность автомобильных дорог общего пользования республиканского значения увеличилось на 4117 километров, и в целом сейчас она составляет 24 366 километров.
Заметны подвижки в строительстве и сфере ЖКХ. Начиная с 2005 года было реализованы несколько жилищных программ. Всего же за 1991–2018 годы было построено более 141 млн квадратных метров жилья, привлечено 8,3 трлн тенге инвестиций и более 1,3 млн граждан улучшили свои жилищные условия.
Сейчас идет работа по проекту Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2020–2025 годы (далее – ГПИИР 3.0). Ее основными векторами станут углубление производства в сторону сложной продукции, повышение производительности и поддержка экспорта готовых промышленных и потребительских товаров. Будет обеспечен переход от «экономики простых вещей» к «экономике сложных вещей», что позволит стране увеличить источники валютной выручки, развивать инновации и создавать высокопродуктивные и высокодоходные рабочие места.
В целом индустриально-инновационная политика должна сохранить преемственность и сфокусироваться на развитии обрабатывающей промышленности с максимальным использованием существующего инфраструктурного и институционального каркаса. Государство должно продолжить стимулирование отечественных предприятий к производству конкурентной продукции, расширению географии поставок, привлечению ТНК и встраиванию в их глобальные цепочки создания стоимости.
Готовясь к 30-летию Независимости Казахстана
Недавно президент страны Касым-Жомарт Токаев подписал указ «О создании госкомиссии по подготовке к празднованию 30-летия Независимости РК». Это важная дата в нашей истории, и, конечно, мы будем подводить итоги тридцатилетнего периода развития государства, сравнивать достигнутые результаты не только с точкой отсчета независимости, но и с результатами других постсоветских республик. В том числе оценивая достижения сквозь призму социальных результатов. Что очень верно: первые три десятилетия страна решала задачи становления, преодоления разрухи, построения рыночной экономики, выхода на траекторию устойчивого развития.
Это было время, когда многие социальные вопросы решались по мере укрепления экономики. Не потому, что это не было приоритетом государства, а исходя из реальных возможностей страны, в том числе бюджетных. Достаточно вспомнить проблемы первых лет независимости с выплатами зарплат и пенсий, с жильем, наличием рабочих мест, уровнем развития инфраструктуры, энергетики, плачевное положение АПК…
Но без малого за три десятилетия, когда страну возглавлял Нурсултан Назарбаев, произошел колоссальный прорыв вперед. За эти годы было создано главное – прочная социально-экономическая база, которая позволяет стране без сбоев и метаний развиваться дальше. И сегодня, спустя годы, все отчетливее становится видно, что, несмотря на сложности, несмотря на поиск путей развития, были найдены системные решения проблем, доставшихся республике в наследство практически во всех сферах жизни – экономике, финансовой политике, социальной сфере.
Автор: Данияр АКИШЕВ, помощник Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы
Фото из архива автора, газеты «Деловой Казахстан» и сайта www.akorda.kz