Китай 31 марта анонсировал новый пакет мер для восстановления экономической активности после эпидемии COVID-19. Они направлены в основном на поддержку малых и средних предприятий, а также стимулирования инвестиционной деятельности.
На заседании Госсовета КНР решено увеличить ежегодную квоту эмиссии целевых облигаций госзайма для местных правительств. С начала года правительства на местах выпустили облигации госзайма на общую сумму 1,8 трлн юаней ($265 млрд). Таким образом, уже во втором квартале общий объем выпуска облигаций госзайма может превысить показатель всего предыдущего года в 2,15 трлн юаней. По прогнозам CITIC, в нынешнем году квота на выпуск региональных облигаций госзайма увеличится в более, чем полтора раза – до 3,35 трлн юаней ($478 млрд). Вместе с тем, этот прогноз был озвучен еще до начала эпидемии. Поэтому реальный показатель может быть даже выше. Большинство накопленных за счет выпуска облигаций капиталов будет направлено на инфраструктурное развитие, которое, по замыслу властей, должно будет простимулировать возрождение и дальнейший рост экономики после эпидемии коронавирусной пневмонии.
Для предотвращения волны банкротства малых и средних предприятий принято решение расширить деятельность по рефинансированию займов. Ранее малым и микропредприятиям предоставят отсрочки по возврату кредитов до 30 июня. Напомним, что именно малый бизнес больше других пострадал от эпидемии и демонстрирует более низкие темпы восстановления экономической активности. По данным февральского исследования университета Цинхуа и Пекинского университета, лишь треть малых предприятий Китая могут позволить себе вынужденную приостановку работы длительностью до трех месяцев, еще треть способна продержаться два месяца, остальные – еле протянут месяц.
В целях поддержки предприятий государство также решило продолжить снижение налоговой нагрузки на бизнес. В январе-феврале налоговая нагрузка была снижена на 402 млрд юаней ($56.6 млрд). Из них порядка 159 млрд юаней предприятиям удалось сэкономить за счет новых налоговых послаблений, введенных государством на фоне эпидемии коронавирусной пневмонии. Для поддержки экспортно-ориентированных предприятий с 9% до 13% была повышена ставка возврата экспортных пошлин на две группы товаров, сохранены нулевые экспортные пошлины на 1464 товарных позиций.
При этом государство заявило о том, что в ближайшем будущем будет представлен новый пакет мер фискальной поддержки средних и малых предприятий. Кроме того, будет введена преференциальная налоговая политика для зарубежных инвесторов.
Напомним, что в 2018 году КНР снизила налоговую нагрузку на предпринимательство на 1,3 трлн юаней, в 2019-м – на 2 трлн юаней ($298 млрд). Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян при этом пояснял, что снижение налогов не будет означать падения налоговых поступлений в бюджет, поскольку с повышением предпринимательской активности число налогоплательщиков увеличится, что компенсирует понижение налоговых ставок. В минувшем году такая схема оправдала себя: бюджетные поступления в минувшем году увеличились на 1,8%. Темпы роста организаций-налогоплательщиков в прошлом году вдвое превысили показатели 2018-го.
Однако в году нынешнем эти меры привели к падению доходов в казну. В феврале поступления в центральный и местные бюджеты КНР показали рекордное падение за всю историю подсчета ежемесячной статистики (с 1996 года), сократившись на 21,4%. В январе-феврале налоговые поступления упали на 9,9% - крупнейшее проседание за последние 11 лет.