Давайте поговорим о высшем образовании, вернее, о том, почему МОН РК начало закрывать один вуз за другим. Кстати, это именно тот случай, когда я двумя руками одобряю действия министерства.
Кадр из фильма "Операция "Ы" или новые приключения Шурика"
Знаете, сколько в Казахстане высших учебных заведений? Сто тридцать. Много это или мало? По международной статистике одного учебного заведения достаточно на 300 тысяч населения. То есть для Казахстана достаточно всего 60 вузов. Кстати, в Казахской ССР в 1980-х годах почти так и было: около 50 высших учебных заведений и 220 средне-специальных.
К чему приводит такое непомерное количество вузов? Понятно к чему: к погоне за студентами как за источником дохода и к формальному подходу к качеству обучения. Только факультетов журналистики в Казахстане 19 штук! Зачем и для чего? Кто там преподает? Уверяю вас – у нас нет такого количества преподавателей по этой дисциплине.
А из действующих журналистов мало кто пойдет на эти галеры за мизерную зарплату. Однажды мне предложили провести курс лекций и семинаров в одном с виду продвинутом вузе. И сколько же мне пообещали жалования? 150 тысяч. Это при полной нагрузке, при ненормированной 6-дневке. Я отказался.
Нет, сегодня зарплату преподавателям вузов в стране подняли. Профессор университета в Казахстане получает 272 тысячи тенге – около 650 долларов США. Это в среднем. Есть вузы, где платят больше, есть – где меньше. К слову сказать, средняя зарплата профессора голландского вуза составляет около 3980 евро в месяц. Средняя зарплата преподавателей в Италии составляет 5210 евро, в Англии – 4452 фунта стерлингов, в Индии – 5991 доллар.
В США зарплаты профессоров еще больше. Из доклада AAUP, опубликованного в Chronicle of Higher Education, следует, что лидером рэнкинга стал Гарвард, где средний доход профессора, работающего на полную ставку, составил 198 400 долларов. На втором месте – Чикагский университет и Университет Колумбии (по $197 800). На третьем – Стэнфорд с окладами в $195 400.
Из этого отнюдь не следует вывод, что у нас университеты все сплошь плохие, а «у них» – все поголовно хорошие. Просто на Западе, особенно в США, отношение к образованию и науке другое, чем у нас. Там главный доход вузов приносят пожертвования и научные разработки. И только на десятом месте стоит студенческая плата за обучение. В итоге Северо-Западный университет США (Northwestern University) имеет фонд больше ВВП Таджикистана, а University of Texas System – больше ВВП Афганистана. На счетах Гарвардского университета лежит около 33 млрд долларов. Объем фонда Йельского университета – свыше 21 млрд долларов, Стэнфордского университета – 19 млрд долларов.
Что же у нас? У нас многие вузы стали «фабрикой по печатанию дипломов» (слова К.-Ж. Токаева), где важней не качество обучения, а сумма, которую студенты платят за нахождение в стенах вуза. «Около 60 процентов выпускников не могут устроиться на работу по специальности. Это говорит о качестве нашего образования», – возмутился президент.
Разумеется, это не относится ко всем казахстанским университетам. 10 наших вузов входят в рейтинг «QS Top 50 under 50», где представлены тысячи институтов Гонконга, Сингапура, Южной Кореи, Малайзии, США, Испании и других стран. Так, ЕНУ им. Л. Гумилева давно находится в этом рейтинге наравне с такими вузами как Shanghai University China и Universidade Nova de Lisboa. КБТУ также в этом рейтинге, сегодня он соседствует с Dublin Institute of Technology и London Metropolitan University.
Это, так сказать, наша элита, наша гордость. Но есть и институты, которые лишь формально дают высшее образование. Во многом именно из-за них по индикатору «Навыки выпускников» в ГИК ВЭФ-2019 Казахстан занимает 95-е место в мире! «Социологический опрос показал, что 70% работодателей не удовлетворены навыками выпускников. Качество высшего образования влияет на отток студенческой молодежи в зарубежные вузы. В Казахстане за последние 7 лет количество студентов, выезжающих за рубеж, выросло в 2 раза. Более 100 тыс. казахстанцев получают высшее образование в 130 странах мира». Это была цитата из Государственной программы развития образования и науки РК на 2020-2025 годы.
Вот почему я полностью поддерживаю усилия МОН РК, которое хочет, чтобы высшие учебные заведения создавали условия для обучения, а не стремились зарабатывать деньги на студентах. МОН в 2020-2021 годах уже лишил 33 вуза 110-ти приложений к лицензиям, а еще у восьми вузов отозвал генеральную лицензию. Кроме того, 36 высших учебных заведений не допустили к размещению государственного образовательного заказа (там не будет грантов на обучение).
«Проверки вузов выявили многочисленные нарушения в области: приема абитуриентов, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС), конкурсного замещения ППС, планирования педагогической нагрузки ППС, итоговой аттестации обучающихся, учета бланков дипломов», – сообщило Минобразования.
Одним словом, «большая чистка» казахстанских вузов идет полным ходом. Будем надеяться, что у руководства страны и министерства хватит решимости довести ее до конца.
Андрей ЗУБОВ