Нынешние перемены в Казахстане, обусловленные социально-экономическими и политическими факторами, затронули все стороны общественной жизни страны. Существенные изменения происходят и в образовании. Изменяются глобальные цели обучения, их направленность. Акцент – на развитии активной жизненной позиции личности, способной к самосовершенствованию и самореализации в социально значимой деятельности, личности, конкурентоспособной на рынке труда.
По мнению аналитиков, ведущими трендами современного вузовского образования в мире являются: создание системы поддержки качества образования (performance support); участие работодателей в разработке вузовских образовательных программ и мониторинге их освоения и в условиях опасности распространения коронавирусной инфекции; технологии e-learning – электронного обучения.
Ключ с правом передачи
Все эти тренды имеют пролонгированный мультипликативный характер в контексте специальности бакалавриата «6В 01901-Дефектология», по которой обучались и обучаются сотни студентов на кафедре специальной и социальной педагогики Казахского национального женского педагогического университета.
Все кафедралы знают, что обеспечить детям с особыми образовательными потребностями гарантированный законодательством равный доступ к качественным образовательным ресурсам сможет только тот педагог-дефектолог, который компетентен в профессии, имеет активную жизненную позицию, способен к саморазвитию и самореализации.
И здесь все логично, ведь основной целью специального образования является формирование у «особых детей» навыков независимой жизни и впоследствии их успешная интеграция в социум и максимальная самореализация. Только уверенный в себе, ориентированный на саморазвитие и обучение в течение всей жизни педагог способен сформировать у детей с ООП навыки независимой жизни.
Но где же этот «ключ с правом передачи», механизм, что позволит гарантированно сформировать в студентах все эти качества? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно детально изучить проблему, провести исследования по обновлению модели подготовки педагога-дефектолога. С самого начала было ясно одно: ядром обновления процесса подготовки педагогов-дефектологов должно стать усиление роли компетенций – предметных и надпредметных.
Так у нас на кафедре специальной и социальной педагогики (программ-лидер Л. Исаева) родилась идея разработки научного проекта, в котором бы целью и ожидаемым результатом было теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная апробация интегративной модели взаимодействия трех структур разного уровня: кафедры педагогического университета, Ресурсного центра инклюзивного образования при университете и специальной образовательной организации – кабинета психолого-педагогической коррекции № 2, у истоков создания которого стоял наш университет.
Такое взаимодействие предполагает создание коллаборативной среды с обязательным участием студентов – для реализации компетентностно-ориентированного обучения специалистов для инклюзивного и специального образования.
Все кафедралы с желанием восприняли эту идею, ведь теперь мы представляем Высшую школу педагогики и психологии, а это ко многому обязывает. В ходе обсуждения пришли к выводу, что лучшим руководителем проекта будет Г. Оразаева – ученый с богатым практическим опытом, декан ВШПиП. Реализация проекта намечена на будущий учебный год, но подготовительная работа уже идет.
Девять компетенций
Казахстан находится в международном образовательном пространстве, подписал Болонскую декларацию и уже почти десять лет более или менее успешно ее реализует. С 2015 года органом, определяющим содержание ключевых компетентностей для всех вузов, включенных в Болонский процесс, являлась ЮНЕСКО.
Согласно аналитическому докладу МПБ ЮНЕСКО от 25 сентября 2015 года, международная компетентностная модель будущего специалиста (бакалавра и/или магистра любого вуза) и вузовские образовательные программы должны отвечать основным трендам устойчивого развития, определенным в 2015 году на сессии ООН на следующие десять лет, то есть до 2025 года. Все цели высшего образования распределены на три базовые группы (ключевые компетенции): «Самоменеджмент и решение проблем», «Межличностное общение» и «Инструменты развития и познания». А далее в каждой из трех базовых групп международными экспертами по высшему образованию были выделены по три основных скила, которые и предполагаются сегодня как компетентностные результаты обучения. Именно здесь, в содержании этих девяти навыков, и заключен инновационный надпредметный смысл современного высшего образования.
Эти девять компетенций не соотносятся напрямую с конкретной специальностью или дисциплиной, но тем не менее служат ярким подтверждением того, что современное высшее образование стало личностно ориентированным.
Посудите сами. Современный выпускник вуза, в контексте самоменеджмента и способности к решению проблем, должен уметь: прогнозировать и оценивать риски (по здоровью, экологические, производственные и т. д.); быть фасилитатором (to facilitate – «уметь упрощать»); быть саморефлексирующим. Готовность к межличностному общению, по мнению авторов документа, может быть продемонстрирована через умение быстро и легко адаптироваться к меняющимся условиям, эффективно участвовать в проведении экологической политики, быть коллаборатором.
И наконец, в заключительной тройке базовых способностей представлены инструменты познания и саморазвития будущего специалиста. Он должен быть инноватором и агентом перемен, ориентироваться на обучение в течение всей жизни, а также владеть приемами системного и критического мышления.
Вуз, даже будучи академически самостоятельным, не имеет права проигнорировать в своих образовательных программах ни одну из этих компетенций. Можно их дробить, преломлять к специальности и дисциплине, но пропустить нельзя! Но любой, кто занимался педагогическим целеполаганием, знает, что наметить результат – наиболее «приятная» и несложная часть процесса. Гораздо сложнее разработать дескрипторы – конкретные (по возможности, цифровые, объективные) показатели, способы демонстрации того, что запланированное умение действительно сформировано. И эти способы должны быть четкими, недвусмысленными и простыми в исполнении. По мнению участников нашего проекта, это и будет наиболее сложным, творческим и эффективным по результату этапом.
В контексте Болонского процесса для профессиональной самореализации, самоактуализации и саморазвития выпускников вуза необходима эффективная деятельность студента в условиях будущей профессии – с первых дней обучения. В настоящее время налицо объективно существующее в образовательной практике противоречие между необходимостью повышения практикоориентированности вузовского образования и неразработанностью организационно-педагогических условий, содержания, форм и методов сетевого взаимодействия в контексте целей качественного инклюзивного образования.
Проведя очередной мозговой штурм, мы пришли к выводу, что эффективно эти компетенции, определенные ЮНЕСКО, могут быть сформированы у студента только в активном «производственном» процессе – в условиях первичной образовательной организации (а в нашем случае это КППК). Студент должен быть включен в профессию уже с первых дней обучения в вузе: видеть детей, уметь наблюдать, делать выводы и главное – не бояться взаимодействовать!
При этом не быть равнодушным к детям. Да-да! Сегодня существуют специальные техники, тренинги и коучинги, позволяющие формировать неравнодушие к детям, эмоциональную готовность и устойчивость к профессиональному выгоранию от работы со сложным контингентом. Ведь дети с особенностями в психофизическом развитии требуют не только любви и сострадания, и педагог-дефектолог должен стать для ребенка гарантом стабильности или (по терминологии ЮНЕСКО) тем самым фасилитатором – человеком, резистентным к возможным провалам и неудачам. Человеком, способным быстро решать проблемы, предвидеть риски, вставать и идти вперед.
В центре внимания – «особый» ребенок
Дети с особыми потребностями безгранично доверяют взрослому, копируют его внешний вид и поступки, подражают во всем. Эта сторона профессии – надпредметные личностные компетенции – станет в новой модели подготовки дефектологов системообразующим элементом. В центре специального и инклюзивного образования – «особый» ребенок, в центре вузовской подготовки – студент, его жизненные цели, амбиции, профессиональные предпочтения и интересы, его внутренний мир.
Уже проведен предварительный анализ существующей ситуации, который показал слабую организацию информационно-консультативной поддержки инклюзивного образования. Что приводит к следующим проблемам: недостаточно обеспечиваются образовательные потребности и, как следствие, не реализованы потенциальные возможности значительной части детей. Слабо реализуются механизмы социальной адаптации, у выпускников формируется низкая функциональная грамотность, они не могут трудоустроиться, попадают в группы риска.
В ходе проекта мы намерены разработать эффективные формы, средства и способы взаимодействия кафедры педагогического университета, ресурсного центра и первичной организации образования с использованием дистанционных и других цифровых технологий для формирования личностно и профессионально зрелого выпускника бакалавриата. В нашей модели будет представлено интегративное профессиональное пространство будущего педагога-дефектолога. А для этого:
- должна быть реорганизована структура, усовершенствованы механизмы управления процессом педагогической практики (1–4-й курс);
- должны быть удовлетворены профессиональные интересы обучающихся в профессиональном самоопределении, построении своей образовательной траектории в соответствии с личностными предпочтениями, внутренними возможностями и социальными потребностями, связанными с развитием рынка труда;
- должно быть обеспечено комплексное непрерывное сопровождение образовательного процесса педвуза через использование ИКТ, создание мобильных площадок для отработки проф. умений, полученных на интерактивных лекциях, семинарских занятиях и СРСП;
- должно быть организовано повышение квалификации преподавателей через накопление опыта по овладению педагогическими технологиями в рамках предмета.
И в этом смысле вполне обоснованным мы считаем вовлечение в проект представителей Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования, который второй год ведет плановые научные исследования по направлению «Организационно-методические аспекты профессиональной подготовки логопедов ДОО в вузе».
Эти исследования имеют богатую предысторию: 20 лет назад под руководством профессора Р. А. Сулейменовой проводилось моделирование системы ранней коррекционно-педагогической помощи, организовывались, разрабатывались и внедрялись модели специальных служб.
Но время идет. И новые явления, события и тренды определяют необходимость конструктивных изменений на всех уровнях вузовского образовательного процесса. Сегодня важно определить современные тенденции и опыт топовых вузов РК и мира по профессиональной подготовке специальных педагогов в условиях развития инклюзивного образования и основанные на требованиях рынка образовательных услуг, представленных в профессиональном стандарте педагога РК.
Мы надеемся, что разработка и реализация проекта поможет оптимизировать затраты государства как на подготовку специалистов для системы инклюзивного образования, так и на повышение уровня научности и цифровизации педагогической деятельности опытных педагогов-практиков, работающих с детьми с ООП. Будут разработаны цифровые ресурсы, проекты нормативных документов, определены критерии и показатели готовности выпускника к осуществлению того или иного вида профессиональной деятельности с учетом индивидуальных профессиональных интересов, предпочтений, психоэмоциональной готовности к работе с детьми с ООП.
Ирина ДЕНИСОВА, к. п. н., и. о. ассоциированного профессора кафедры специальной и социальной педагогики Высшей школы педагогики и психологии КазНацЖенПУ