Подорожали машины с пробегом или же, наоборот, подешевели.
Прошло лишь три с половиной месяца 2020 года, а он уже принёс казахстанцам немало неприятных сюрпризов: от резкого падения стоимости нефти и закономерного серьёзного скачка курса доллара до пандемии коронавируса, из-за которой на карантин закрыты многие города страны, в том числе Нур-Султан и Алматы.
Вся эта ситуация, естественно, отразилась на авторынке. Вместе с курсом валюты выросли цены во многих автосалонах, а с началом карантина продажи фактически встали. CпецЦОНы закрыты, значит, поставить новую машину на учёт невозможно.

У желающих обзавестись первым автомобилем или прикупить что-то новое на сегодняшний день остался только один выбор — вторичный рынок, ведь купленные с рук авто можно переоформить онлайн при условии, что как у покупателя, так и у продавца есть ЭЦП. К слову, её тоже можно получить онлайн.
Но пользуются этой возможностью не очень активно. Так, с 26 марта по 13 апреля на egov.kz переоформили чуть меньше 2 000 машин. В обычное время, когда работали спецЦОНы, в месяц фиксировалось около 100 000 операций.
Столь резкое падение можно объяснить множеством факторов, начиная от невозможности оценить покупаемый автомобиль вживую и заканчивая неуверенностью людей в завтрашнем дне. Если ситуация не поменяется, то такое падение спроса в ближайшем будущем может привести либо к серьёзному снижению цен, указанных продавцами, либо позволит покупателям выторговать куда более заметные уступки у пытающихся реализовать автомобиль срочно.
Тем не менее давайте посмотрим, как нынешнее положение вещей отразилось на ценах. Для этого возьмём несколько популярных в стране автомобилей и сравним среднюю стоимость модели в начале года и сегодня.
Toyota Camry
Естественно, мы не могли пройти мимо седана Camry, который вот уже несколько лет возглавляет список самых продаваемых автомобилей на официальном рынке и лидирует по количеству объявлений на сайте kolesa.kz.

Средняя стоимость свежих «семидесяток» 2018 года выпуска с начала 2020 года практически не менялась. За исключением резкого провала ближе к середине февраля, она варьируется в пределах 0.6 % и находится на уровне 12.5 млн тенге, а большая часть объявлений в рамках 12–13.4 млн.
А вот предшественник «семидесятки», точнее рестайлинг Toyota Camry XV50, стабильно дорожал с самого начала года от 0.1 до 0.6 % в неделю вплоть до начала марта, а затем средняя цена резко полетела вверх. Если в первых числах месяца цена находилась на уровне 9 млн тенге, то к концу добралась почти до 9.2 млн. И даже «тридцатки» стали дороже примерно на 7.3 %.
Toyota Land Cruiser Prado
Ещё одна достаточно популярная модель Toyota. Наибольшим количеством объявлений может похвастаться Prado 2007 года выпуска. Стоимость этих машин с начала 2020 года менялась волнообразно. С 6 до 27 января она выросла с 8.1 до 8.5 млн тенге, затем рухнула до 8.3 млн к концу февраля. К 23 марта цена стабильно росла и достигла 8.7 млн тенге и после недельной просадки вернулась к этому же значению.

Hyundai Accent
Hyundai Accent был самым продаваемым автомобилем в стране в 2015-м. Сегодня в продаже чаще всего появляются седаны 2014 года выпуска. Их средняя стоимость с начала нынешнего года также росла. Если в первых числах января ценник находился на уровне чуть менее 3.9 млн тенге, то сегодня — 4 млн. То есть цена стала больше на 3.8 %.

ВАЗ-2114
Самый популярный автомобиль российского производства на рынке Казахстана также подорожал, пусть и не сильно. С начала года средняя цена ВАЗ-2114 2013 года выпуска выросла с 1 475 300 до 1 510 200 тенге. Стоит отметить, что более половины объявлений приходится на автомобили, стоящие на иностранном учёте, покупку которых сейчас сложно назвать выгодным вложением.

Daewoo Nexia
Недорогой седан узбекского производства, полюбившийся в том числе и таксистам, подорожание также не обошло стороной. С января 2020 года автомобили 2012 года выпуска выросли в цене на 5 % — с 1 479 200 до 1 554 000 тенге.

Машины постарше
Рост средней стоимости наблюдается и в категории автомобилей старше 20 лет. Цена BMW 525i в кузове E34 подросла с 1 899 000 до 2 085 600 тенге (+9.8 %) на примере модели 1995 года выпуска.

Volkswagen Passat (B3) в начале нынешнего года в среднем оценивался в 893 900 тенге (машины 1991 года выпуска). К началу марта цена поднялась до 916 500 тенге, а спустя всего месяц взлетела сразу на 5 % — до 962 500 тенге.

А вот широко представленная в казахстанском автопарке Audi 100 с января подорожала лишь на 20 тысяч тенге (автомобили 1991 года выпуска в кузове C4), или 1.5 %.

Как мы видим, ослабление тенге относительно доллара США с 382 тенге в январе до пиковых 448.52 тенге в начале апреля повлияло не только на рынок новых автомобилей, где часть дилеров уже переписала ценники, но и на вторичку. Правда, если курс вырос на 17 %, то цены на автомобили поднялись заметно меньше. Но не факт, что ситуация не изменится со снятием карантина и возобновлением регистрации офлайн.
Kolesa.kz