Казахстанский автопром: был ли кризис?

939
В практике макроэкономики одним из наиболее чувствительных к кризисным явлениям отраслей производства считается автомобилестроение и в целом потребительский и промышленный рынок транспорта. Так, именно спад продаж, а затем и выпуска легковых автомобилей и спецтехники во многих странах указывают на падение доходов населения и бизнеса, сокращение инвестиций и ухудшение экономической активности. Исходя из этого, в частности, в Казахстане отечественный автопром должен был испытать колоссальный шок, вызванный коронакризисом. Но, как ни удивительно, фактические данные указывают на обратное.


kolesa.kz

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, за 2020 год объем производства автомобилей в стране достиг 77 471 единицы техники, что в полтора раза больше показателей 2019-го (50 541 ед.). Более того, отмечается рост показателей по производству грузовых автомобилей и автобусов. В 2020 году отечественные заводы суммарно выпустили более 5 000 единиц техники, продемонстрировав порядка 40% роста. При этом, в 2019-м доля сектора автомобилестроения в машиностроении РК составляла всего четверть (26,3%), то в 2020 году эта отметка выросла до трети (33,4%).

Вместе с тем, в 2020 году казахстанцы приобрели более 93 000 единиц новой техники, что на 25% превышает показатели прошлого года (75 156 ед.). При этом 2 из 3-х купленных автомобилей в стране отечественного производства. Самыми востребованными брендами Казахстана в минувшем году стали Hyundai, Chevrolet и Toyota. Отметим, что 4 из 5 наиболее популярных брендов – казахстанского производства (Hyundai, Chevrolet, Ravon и Lada). Самым продаваемым брендом среди автобусов бесспорно стал Yutong. За 2020 год в Казахстане реализовано порядка 1 000 единиц автобусов и электробусов данного бренда. 

Также в 2020 году выделяется рост производства сельхозтехники, а именно было произведено 3 547 тракторов и комбайнов, что на 120% больше аналогичного периода годом ранее. Производство тракторов вышло на отметку 2 585 единиц на 39 млрд. тенге. В целом, отечественные заводы произвели 6 272 единиц техники на 93 млрд. тенге. Годовой рост производства в натуральном выражении составил 98,2%, в стоимостном выпуск увеличился сразу в 2,5 раза.

Помимо этого, за прошлый год повысилась экспортоориентированность казахстанскиз заводов по производству автомобилей. За год Казахстан экспортировал в страны ближнего зарубежья 8 122 единицы автомобилей, что в 3 раза больше показателей 2019 года (2629 ед.). В целом за календарный год из страны было экспортировано более 10% всей производимой техники на сумму 55,9 млрд тенге. При этом, высокий спрос в России, Узбекистане, Беларуси и Кыргызстане проявляют к брендам Hyundai, Chevrolet и JAC.

Учитывая все эти моменты, возникает вполне логичный вопрос: был ли все-таки в 2020 году кризис потребления и производства в Казахстане?


Редакция телеграм-канала @tengenomika
Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -