Великий Аристотель еще 2300 лет назад говорил: «Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи». Эти слова сегодня актуальны как никогда: в начале 21-го века молодежь стала доминирующим социальным слоем человечества.
По данным ЮНЕСКО, сегодня на Земле молодых людей насчитывается почти 1,8 миллиарда – больше трети всего населения. Такого не было за всю историю нашей планеты. В некоторых странах доля молодых очень высока, например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе (за исключением Японии) из всего населения 60% составляет молодежь. В Казахстане численность граждан в возрасте 14-29 лет составляет 4 миллиона человек, больше половины которых живут в городах. Практически все молодые люди (94,4%) пользуются интернетом и имеют аккаунты в социальных сетях.
Основываясь на последнем посыле, я попробовал составить небольшой социологический портрет предпочтений молодых казахстанцев в социальных сетях. Для начала – несколько цифр. Как сообщил МИОР РК, в Казахстане самой популярной социальной сетью являются ВКонтакте (1 781 760 активных пользователей), Instagram (1 008 360), Facebook (413 026) и Twitter (27 776), – данные за август 2019 года. Есть еще модная штучка TikToK, но я ее не брал в расчет по причине дегенеративного содержания. Я остановился на сети Instagram – самой, наверное, яркой и молодежной интернет-платформе.
В Instagram я выбрал четыре новостных канала, два на казахском и два на русском языках: Qazaqstan_eli (1 млн подписчиков), Ne_habar_news (109 тыс. подписчиков), Omir.zholy (1 млн подписчиков) и Uagyz.nasihat (религиозный канал, 337 тыс. подписчиков). Отмечу, что заявленные миллионы подписчиков вовсе не означают, что именно столько людей посещает эти страницы. Реальная картина намного скромнее. Например, на лидирующие каналы Qazaqstan_eli и Omir.zholy еженедельно заходит около 300 тысяч человек, что все равно для Казахстана – огромная цифра. Такому количеству посещений может позавидовать большинство казахстанских сайтов.
Аудитория всех каналов примерно одинакова. Мужчин и женщин примерно поровну, около 35% – пользователи от 16 до 24 лет, 45% – от 24 до 30 лет, около 15% – от 30 до 55 лет, 5% – старше 55-и. Проживают поклонники этих сетевых изданий по всей стране, но больше всего их в Алматы, Шымкенте и Нур-Султане. Я внимательно в течение месяца отслеживал предпочтения пользователей и затем попытался свести их воедино. Получилось неожиданное. Я полагал, что топовыми и обсуждаемыми новостями будут сообщения о Димаше, о Головкине, о К. Нуртасе и т.д. И жестоко ошибся. Самые просматриваемые и комментируемые новости – о традиционной семье («Где в Казахстане рождается больше всего детей?», «Они вместе воспитывают восьмерых детей»); о патриотизме («Казахстанцы протестуют против «Бората-2»); о нравственности («Карагандинка снимала и продавала порно»); об Исламе («Немусульмане целуют Священный Коран в знак уважения к мусульманам», «Высказывания Хабиба о Макроне резко осудили»); о терроризме («Жестокая резня во Франции). А также: об экологии («Алматинскую ТЭЦ переведут на газ»); о войне в Карабахе («Армяне и азербайджанцы должны жить в мире», «Алиев выразил готовность к миру»); о талантливой молодежи («Изобретение казахстанца вернет людям слух», «Молодой художник создал портрет аль-Фараби из кленовых листьев»), о коррупции «Экс-главу Минздрава Елжана Биртанова задержали»).
И только после этого уже идут новости о певцах, о спортсменах, о кинозвездах. Интересно, что сегодня почти не вызывают былого ажиотажа новости о коронавирусе. Наверное, здесь две причины: и люди устали бояться болезни, и эпидемия у нас несколько приутихла. И еще заметьте: в хорошо читаемых новостях практически нет политики. Это, кстати, подтверждает мысль аналитика Данияра Косназарова, высказанную два года назад, о том, что «подрастающее поколение недоверчиво относится к государственным институтам в Казахстане, одновременно поддерживая президентскую власть, обеспечившую финансовую и социальную стабильность страны».
В общем, результаты меня приятно удивили, и я даже обратился к знакомому психологу, чтобы он объяснил, почему в сознании молодежи так сильны патриархальные ценности. Вот что он ответил. «Во-первых, традиционная семья, где дружно проживают представители трех поколений, – непреходящая ценность казахского общества. Во-вторых, в молодом возрасте у большинства еще не развито чувство карьеризма и желание конкурентной борьбы. Многие еще не уверены, что смогут быстро реализовать свой талант, а семья предлагает тебе и готовую поддержку, и готовый стандарт жизни: ЕНТ, институт, женитьба. Это более надежно, чем иллюзорная карьера».
Самое интересное, что мои выводы, сделанные на небольшом погружении в молодежные пристрастия, во-многом совпадают с глобальным исследованием ученых С.-А. Сыдыкназарова, Ж. и А. Каржаубай «Ценности молодежи Казахстана: современный анализ и тенденции», изданным в 2018 году.
Там иерархия ценностей (в процентах ответов) в жизни молодых людей от 14 до 29 лет выглядит следующим образом: семья (82%), здоровье (57%), дружба (34%), любовь (15%), материально обеспеченная жизнь (15%), знание, образование (14%), вера, религия (12%), интересная работа, профессия (10%), карьера, высокое положение в обществе (6%), самореализация, самоуважение (5%), развлечения (5%), власть (4%), общественное признание, репутация (2%).
В этом исследовании интересен и еще один момент. В своих будущих детях нынешняя молодежь хотела бы воспитать: трудолюбие (67,1%); чувство ответственности (40,6%); любовь к Родине (38,1%); независимость и самостоятельность (26,4%); терпимость и уважение к другим людям (21,4%).
Как видим, все совсем не плохо.
Андрей ЗУБОВ