Нур-Султан

Алматы

Услуга от регулятора

6 ноября 2020, 16:355311

Месяц назад Национальный банк совместно с российской Vision Labs запустил сервис удаленной биометрической идентификации клиентов финансовых организаций страны. В Казахстане сразу несколько компаний предлагают подобные сервисы. Разбираемся, почему регулятор отдал предпочтение зарубежной организации, которая на четверть принадлежит Сбербанку России.  

Строго говоря, услугу предоставляет не сам Национальный банк, а его дочка – РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов» (КЦМР). В релизе регулятора отмечается, что технология «распознавания лица» работает в пилотном режиме с апреля этого года на базе информационной системы «ЦОИД». К этому времени, по крайней мере, две высокотехнологичные компании страны тестировали биометрию в крупных банках.

Однако после изменения регуляторных требований пресс-служба НБ сообщила: «На сегодня КЦМР является единственным оператором биометрической идентификации на финансовом рынке Казахстана, имеющим официальный доступ к фотоизображениям из государственной базы данных физических лиц».     

Финансовый сектор с некоторых пор предпочитает соглашаться с регулятором, поэтому экспериментальные проекты были закрыты в срочном порядке. А квазигосударственная компания внезапно заключила договор с Vision Labs. Кстати, 25% акций этой структуры принадлежат венчурному фонду АФК «Система» (основной акционер МТС), еще 25% – Сбербанку РФ. 

«Для оказания услуг ЦОИД предусматриваются типовые договоры присоединения, согласно которым поставщики присоединяются к предложенному договору. При этом договоры являются публичными и размещены на интернет-ресурсе РГП КЦМР», – сухо проинформировали в пресс-службе НБ РК.  

«ДК» не удалось найти на сайте РГП КЦМР договор с Vision Labs, более того, госкомпания проигнорировала запрос редакции. Но из открытых источников нам стало известно, что российская компания зарабатывает в Казахстане на комиссиях с отечественных банков. Так, за каждое обращение финансовой организации к базе биометрических данных Vision Labs получает 8,92-12,56 руб. «Тарификация услуг была начата только после запуска сервиса в промышленную эксплуатацию с 1 октября 2020 года», – сообщили в НБ. 

Кроме россиян в проекте Нацбанка участвует казахстанское ТОО «Verigram». «На стадии подключения еще один поставщик биометрии. По мере технической готовности другие поставщики будут также подключаться к сервису в «промышленном» режиме. В настоящее время к оказанию услуг в рамках сервиса могут на любом этапе присоединиться и другие поставщики биометрических решений, если качество работы их алгоритмов будет соответствовать механизму работы информационной системы ЦОИД. КЦМР как оператор ЦОИД постоянно тестирует решения казахстанских и иностранных компаний», – заверили в пресс-службе регулятора.

Финансисты не комментируют присутствие на рынке услуг Национального банка, но в частных беседах они называли несколько крупных компаний, которые предоставляют IT-услуги на высоком уровне. С этим готов поспорить Константин Пак, директор центра по развитию финансовых технологий и инноваций АФК: «В Казахстане нет отечественных компаний, которые обладают технологиями Vision Labs. В мире таких компаний не больше семи. У нас в стране работает Laton, но они сотрудничают с иностранцами и в РК не предлагают свои решения, так как они очень дорогие».

При этом представитель Ассоциации финансистов соглашается с тем, что ЦОИД имеет доступ к базе фотографий только потому, что это дочерняя компания Национального банка. «Получается, что регулятор имеет доступ к базе данных, который не дается ни одному коммерческому предприятию. КЦМР продает этот доступ. На рынке есть компании, которые готовы делать то же самое, но так как они негосударственные, государство пока им этот доступ не дает», – говорит Константин Пак.

В личных беседах банкиры говорили о высокой стоимости услуг. Дело в том, что тарифы ЦОИД серьезно отличаются. Так, банки, участвующие в системе мгновенных платежей «Сункар» (БЦК, Altyn Bank, Евразийский), платят госкомпании в несколько раз меньше, чем остальные. «Регулятор открыт к диалогу, поэтому я думаю, что со временем вопросы тарифообразования и равного доступа к базе данных буду решены», – надеется директор центра по развитию финансовых технологий и инноваций АФК. 

Удаленная биометрическая идентификация позволяет участникам финансового рынка дистанционно идентифицировать клиентов с помощью компьютерного зрения и видеоаналитики Luna. Эта технология может верифицировать и идентифицировать личность человека, а также определять его эмоции, пол, возраст, элементы поведения и атрибуты одежды. При этом банки сами определяют коэффициент допустимых ошибок для каждого типа операций.    

«Получается, что все риски лежат на финансистах, а не на поставщике услуги. И если произойдет ошибка, то в ней будет виноват банк, а не ЦОИД», – объясняет Константин Пак.

Система сличает по биометрическим параметрам фото клиента банка с его фото из эталонной базы данных. Информационное взаимодействие между РГП КЦМР и банками – финансовыми организациями осуществляется по защищенным каналам связи.

«Ни один из вендоров никаким образом не имеет доступа к персональным данным граждан. Программное обеспечение поставщиков устанавливается на серверах РГП КЦМР. Обработка персональных данных осуществляется исключительно РГП КЦМР. При этом КЦМР не хранит данные на своей стороне. Таким образом, (...) функционирование сервиса исключает риски утечки персональных данных», – заключили в пресс-службе регулятора. 

Редакция «ДК» так и не поняла мотивы выхода Нацбанка на рынок финансовых услуг. С одной стороны, побудить НБ может тревога о неприкосновенности личных данных казахстанцев, с другой – тягу к предпринимательству невозможно отменить – она часть человеческой природы.  Ведь за полгода только банки провели с помощью нового сервиса 2,8 млн операций. Скорее всего, уже в следующем году услугой начнут пользоваться брокеры и страховщики.


Ирина ЛЕДОВСКИХ 

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2021 © Деловой Казахстан. 16+