Алматы, Казахстан

Непедагогическая поэма

23 августа 2019, 12:1521321



Августовский педсовет 2019 года оставил в душе тягостное впечатление. Столько критики в адрес казахстанской системы образования я не слышал за все годы существования Казахстана как самостоятельного государства. 

У меня сразу возникает вопрос к правительству: а чего вы хотите добиться, если меняете министров образования и науки как дешевые носки? 21 министр за 28 лет! Кто только не руководил многострадальным ведомством! И акимы, и дипломаты, и предприниматели… 

Вот почему у нашего образования нет единой концепции развития. Непонятно, кого и как мы хотим воспитывать, кого и как обучать. При этом профессия педагога как была самой невостребованной, так ею и остается. Судите сами: средний балл на грант по педагогическим специальностям в 2018 году составил 78–84 из 140 возможных (наиболее низкий балл среди специальностей). Более того, подавляющее большинство обучающихся (70–80%) поступают на педагогические специальности на платной основе с еще более низким баллом – 50. 

Я не знаю, какими плюшками заманивают сейчас молодых людей в педвузы. Ведь только представьте себе: заработная плата молодого учителя (с высшим образованием!) составляет в дошкольном образовании 54 тыс. тенге, в среднем – 60 тыс. тенге! Избрать сегодня профессию педагога – значит сознательно обречь себя на нищенский образ жизни! Я вспоминаю свою школьную деятельность при «проклятом социалистическом прошлом». Мало того, что четыре года я получал в КазПИ им. Абая повышенную стипендию в 55 рублей (это побольше, чем те же 60 тыс. тенге сегодня), в школе мне сразу же, без разговоров, положили оклад в 220 рублей в месяц при 22 уроках в неделю! Я отдавал 9 рублей за квартиру, около 4 рублей тратил на проезд, около 60 рублей – на пропитание, и еще целая куча денег оставалась. Я мог купить себе приличный костюм, обувь, ходить в театры и летом отдыхать на море. Помимо этого я был уважаемым человеком, поскольку звание учителя во времена «советской тирании» всегда было почетным (особенно звание сельского учителя, которое приравнивалось почти что к божеству). 

Что у нас сегодня? Как признается само МОН РК, «существующее обстоятельство из года в год приводит к неблагоприятному отбору педагогов при выборе специальности, высокому оттоку кадров как во время обучения в вузе (порядка 35%), так и после его завершения. В результате перетока кадров, несмотря на значительное увеличение государственного образовательного заказа, в организациях образования имеет место дефицит педагогов дошкольного воспитания и обучения, английского языка и узких специальностей (специальных педагогов, музыки и др.). Высока степень феминизации педагогической профессии. К примеру, в среднем образовании Казахстана доля женщин на 10% выше среднего международного значения (80,3% против 69%)». 

Об унизительных зарплатах учителей высказался даже президент РК К.-Ж.Токаев. «Несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплат учителей, многие доплаты исчисляются от базового должностного оклада. Поэтому 500 тысяч педагогов страны не чувствуют существенного повышения. Надо прямо об этом сказать. При этом заработная плата остается одной из низких и составляет 65 процентов от средней заработной платы по экономике, – отметил глава государства. – С этим мы, конечно, мириться не будем. Поручаю правительству в целях привлечения квалифицированных кадров в систему образования увеличить заработную плату учителей в два раза в течение четырех лет». 

Все это так, но лучше бы повысить заработную плату учителям не в два раза и не в течение четырех лет (потому что инфляция сожрет это повышение), а в десять раз и одномоментно! И еще каждый год эту зарплату индексировать. Почему у нас работник банка или квазигосударственных структур может получать по полмиллиона тенге, а учитель – нет? 

Еще один важный вопрос – пенсионный. Зайдите на сайт Министерства образования и науки в раздел обратной связи, посмотрите, чего хотят учителя. Они хотят пенсии в 55 лет. И они правы, потому что большую часть жизни пашут как волы, на износ, воспитывая и обучая наших вундеркиндов. Почему бы учителю не сделать пенсию даже не в 55 лет, а по выслуге лет? Окончил в 22–23 года институт, отпахал свои три десятка и, как говорится, «с чистой совестью – на свободу»! Разумеется, тем, кто желает трудиться на ниве просвещения и дальше (а таких – тысячи), нужно дать такую возможность, сохранив пенсию. 

Надо также принять жесткие законы, оберегающие учителей от подросткового буллинга. Как действуют старшеклассники сегодня, если хотят морально угробить неугодного педагога? Один его провоцирует, доводит до белого каления, десять остальных тайком снимают всё на камеру смартфона. После этого предыстория конфликта вырезается, а в соцсеть выкладывается только концовка видео с разгневанным учителем. Последнему, естественно, не разбираясь, намыливают шею, или выгоняют его с работы. Или он сам уходит. Пример тому – недавнее поведение «детишек-вуайеристов» в летнем лагере, которые подсматривали за молоденькой воспитательницей в душевой комнате, а когда она, возмущенная, устроила им нагоняй, стали снимать ее на видео, чтобы позже обвинить в жестокости. Думаю, что нужно ввести такие драконовские штрафы за оскорбление педагога, чтобы раз и навсегда отбить охоту превращать наставника в психологическую грушу для битья. 

Скоро в нашей стране будет принят закон «О статусе педагога». Его концепция опубликована на сайте МОН РК. Я прочитал проект, и он мне в целом понравился. Но пока он еще младенческий и беззубый. Там нет реальных механизмов защиты учителя. И министерство предлагает всем заинтересованным вносить свои предложения. 

Что предлагается в законопроекте? Например, введение административной ответственности в случаях нарушения интересов педагога. К примеру, за привлечение к выполнению функций, не связанных с его профессиональной деятельностью (участие в субботниках, так называемых санкционированных митингах и т. д.). Закон должен предусматривать увеличение пенсии педагога, возможность получения жилья без всяких очередей (в том числе служебное жилье, общежитие, жилищный лизинг). Закон должен утвердить меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставлению земельных участков.

Много чего еще должно быть в этом законе. Наполнить его конкретным содержанием должны обычные, простые учителя, а не люди из министерства.

P. S. И верните уже наконец бесплатное питание для младших школьников! У нас же не бедная страна.


Андрей ЗУБОВ

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2019 © Деловой Казахстан. 16+

Сайт разработан веб-студией A-Lux