Алматы, Казахстан

В память о СССР: многие путают своё воображение со своим прошлым

8 ноября 2019, 11:051378



7 ноября 1917 года, то есть 102 года назад, произошла Великая октябрьская социалистическая революция. Или большевистский переворот – кому как нравится, не в названии дело. Дело в том, что это событие перевернуло всю историю человечества и продолжает воздействовать на всех нас до сих пор, хотим мы этого или нет.

Меня часто спрашивают, хотел бы я обратно в СССР. Сложнейший вопрос, потому что – смотря в какой СССР. В 1949 год, когда моему деду, чтобы не быть арестованным по навету, пришлось ночью вместе со всей семьей бежать из дома? Или в СССР 1921 года, когда за одно правильное произношение слов или чистое пальто можно было запросто стать классовым врагом, подлежащим ликвидации? Или в СССР начала 1970-х, когда наша семья купила цветной телевизор, получила бесплатную землю под дачу, обзавелась автомобилем, гаражом с подвалом и съездила на море в Болгарию? Или в СССР моей юности, когда я был молод и здоров как жеребец, играл на гитаре, жил на стипендию, подрабатывал сторожем, а если не хватало на девушек, джинсы и коктейли в баре «Скворечник», разгружал за червонец вагоны на вокзалах?  

Впрочем, со мной все ясно: ностальгия по молодости. Как сказал известный писатель-комедиант США 19-го столетия Джош Биллингс: «Многие путают свое воображение со своим прошлым». Это правда.  

Как бы то ни было, очень уж сложное это понятие – СССР. Вот, например, какая полемика развернулась на просторах соцсети, где я задал этот сакральный вопрос: «Скучаете ли вы по СССР?». Пишет сторонник прошлой жизни: «При СССР я жил гораздо лучше, чем сейчас. Я работал на крупном заводе монтажником, и моя зарплата была в пять раз выше, чем мне было надо. Я мог покупать все что хотел. У меня была машина, квартира, дача. Да, работал много, постоянно по командировкам, но я знал, за что работаю и зачем мне это нужно».

И вот ответ: «Скажи-ка, любезнейший, а как ты резину на свою легковушку доставал? Как в очередях за дефицитом взятки на товарной базе давал? Сколько стояли в очереди за финской или чешской стенкой? Как продуктовые наборы к праздникам в одни руки выдавали? Забыл об обязательном посещении собраний, всяческих партийных митингов, субботников, бесконечных лекций о моральном и внешнем виде советского человека, которые устраивались в свободное от работы время... Забыл?».

И, странное дело, я согласен и с тем, и с этим. Даже сегодня, как вспомню, что в начале 1980-х без блата банку кофе купить было нельзя – аж в дрожь бросает. Поступить в институт – взятка, лечь в больницу – взятка, купить мебель – взятка, достать американские штаны – или взятка, или сумма в полтора месячных оклада…

Но с другой стороны, много чего хорошего было. Такого, что сегодня и не снилось. Отсутствие сильного социального расслоения, уверенность в завтрашнем дне, доступность и бесплатность медицины и образования, бесплатные занятия спортом (количество всяких секций было огромным, можно было даже пойти в аэроклуб учится летать на самолете или прыгать с парашютом). Добавьте сюда доступность билетов на любой транспорт – почти все группы населения могли перемещаться по стране при желании. Ну и, наконец, гордость за свою страну, реально действующие социальные лифты и наличие мощной государственной идеологии.  

Вот, кстати, с идеологией у нас (да и у соседей по так называемому СНГ) полная беда. Нет национальной идеи. Коммунизм отвергаем, капитализм не любим, кто за белых, кто за красных – не понимаем, куда движемся – не задумываемся. И об СССР имеем чрезвычайно смутные представления. Вот что пишут дети на тему жизни в Советском Союзе: «Простые люди жили в нетопленных квартирах, потому что все тепло себе забирали чиновники. Люди получали мизерную зарплату, но при этом оставались честными, не знаю даже почему. Советских людей никто в мире не понимал». «В СССР жило больше всего людей (три четверти населения мира). И все эти люди постоянно работали». «СССР был самой богатой страной, хоть люди здесь и постоянно голодали». «Все люди одевались одинаково. В то время дети носили форму: девочки ходили в темно-коричневых юбках, блузках и красных галстуках, а мальчики – в темных брюках, белых рубашках и тоже в красных галстуках»

Об огромном расслоении в мыслях взрослых казахстанцев говорит соцопрос, проведенный ЦСПИ «Стратегия» (руководитель Гульмира Илеуова) по заказу Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК в 2019 году. Оказалось, что общество крайне разноречиво относится к своему прошлому. И это говорит, как минимум, о намеренном разрушении исторической памяти и памяти поколений. Нынешние идеологи пытаются предать забвению огромный период истории, действуя по принципу Дж. Оруэлла «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим». На прямую декоммунизацию сил не хватает, а вот на медленное вытравливание всего советского прошлого (пусть и позитивного) – силенок в самый раз.   

Итак, что узнал ЦСПИ «Стратегия»? Доля тех, кто сожалеет о распаде СССР, составляет третью часть от опрошенных (33%) и уравновешивается как долей тех, кто не испытывает сожалений (35%), так и долей тех, кто сохраняет нейтралитет или не определился с ответом (32%). С возрастом сожаления о распаде Союза проявляются чаще. При этом водоразделом в отношении к Советскому Союзу выступает когорта 40-летних казахстанцев, родившихся в конце 70-х – начале 80-х годов. Наибольшие сожаления о распаде СССР испытывают респонденты, материальное положение семей которых можно оценить как ниже среднего («покупка одежды вызывает финансовые затруднения»).

В негативных воспоминаниях старшего поколения о советском периоде можно выделить негативный макроуровень на уровне страны: коллективизация, голод, репрессии, иммиграция и негативный микроуровень на уровне семьи: коммунальная неустроенность, тотальный дефицит, карточная система. Очевидно отрицательное восприятие имеют такие события, как голод 30-х годов, политические репрессии и открытие Семипалатинского полигона.

А вот идеализация советской эпохи в сознании казахстанцев происходит в основном за счет периода правления позднего Н. Хрущева и Л. Брежнева (1959-82 годы). Именно это время представляется как период зажиточности, спокойствия, стабильности, братства, равенства, доверия и взаимопомощи. 

Похоже, властей такой расклад устраивает. Социологи делают вывод: «История «развитого советского периода» сегодня не переписывается в силу тесной видовой/родственной связи нынешнего политического режима с позднесоветским». Не правда ли, интересно, господа-товарищи?


Андрей ЗУБОВ

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2019 © Деловой Казахстан. 16+

Сайт разработан веб-студией A-Lux