Нур-Султан

Алматы

Просто надо чаще стоять на земле, а не на трибуне

14 февраля 2020, 17:422292



Трагические события в Кордайском районе Жамбылской области в очередной раз подтвердили жизненную необходимость в нашей стране государственного органа, отвечающего за региональное развитие, с возведением его деятельности в приоритетное направление для правительства. Иначе беднейшие регионы Казахстана так и останутся благодатной почвой для новых социально-экономических потрясений. 

Об огромных различиях в экономическом развитии регионов официальной статистике известно давно. По объему валового регионального продукта та же Жамбылская область с давних пор выступает аутсайдером, опережая разве что Северо-Казахстанскую область. 

 

Где тонко, там и рвётся

По данным статистиков за 9 месяцев прошлого года, валовой региональный продукт СКО составил 742,8 млрд тенге; Жамбылской области – 1 трлн 71,8 млрд тенге. Для сравнения: у лидера – Алматы было 8 трлн 210 млрд тенге, а у занимающей второе место Атырауской области – 5 трлн 758,1 млрд тенге. При расчетах же на душу населения Жамбылская область также числилась в аутсайдерах с 950,7 тыс. тенге – меньше было только в Туркестанской области (636,8 тыс. тенге). Лидировала же здесь главная нефтяная житница страны – Атырауская область, где на одного жителя приходилось 9 млн 26 тыс. тенге. 

Не блещет этот регион и в индустриальной статистике. По объему выпуска промышленной продукции в статистических сводках по итогам минувшего года Жамбылская область оказалась второй с конца с 464,8 млрд тенге – меньше было только у Северо-Казахстанской области (254,4 млрд тенге). 

Среднестатистический житель региона получал зарплату в 127 819 тенге, по данным статистиков за третий квартал прошлого года, при среднем уровне по стране в 191 129 тенге и максимуме в 361 546 тенге в Атырауской области. Кстати, при такой невысокой зарплате решать свои жилищные проблемы ему приходилось в основном за свой счет. По статистике, основным источником финансирования жилищного строительства там были собственные средства застройщиков – на них пришлось в прошлом году 62,5% от общей суммы вложений. 

А вот по численности населения Жамбылская область идет на 7-м месте с 1 млн 130,3 тыс. человек на начало этого года, лишь немного уступая столице. Большая часть жителей этого региона – 681,9 тыс. человек – живет в сельской местности, тогда как численность городского населения составила 448,4 тыс. человек. При этом по числу зарегистрированных крестьянских или фермерских хозяйств регион занимает третье место в стране – их там на начало года было 18 770 – после Туркестанской (71 377) и Алматинской (48 737) областей. Кстати, и по числу овец Жамбылская область идет третьей, причем на каждого жителя в среднем их приходится по две штуки, что, впрочем, вовсе не означает, что баранины тамошние жители едят вдоволь, ибо в прошлом году она изрядно подорожала. 

Что касается Кордайского района, то в сводках тамошних областных статистиков по итогам минувшего года он отличился неплохими темпами увеличения объема промышленного производства, поголовья крупного рогатого скота, лошадей и производства мяса. По числу зарегистрированных юридических лиц на начало текущего года этот район уступал лишь областному центру Таразу – соответственно 1 283 и 7 420. Однако по средней зарплате работников малых предприятий он оказался аутсайдером – она колебалась там по данным за третий квартал в диапазоне 70-80 тысяч тенге при среднем уровне по области в 88 458 тенге. 

 

Глубинка диктует темпы стране

Конечно, просто удивительно, что такие статистические перекосы сохраняются у нас спустя почти 30 лет независимого существования Казахстана, не давая жителям бедных регионов надежды на перемены к лучшему и усиливая там социально-экономическую напряженность. От проведенных в стране реформ им достались большей частью малопитательные, а то и вовсе несъедобные «корешки», в виде развалившихся совхозов, колхозов, закрывшихся домов культуры, клубов и библиотек, разделенных земельных наделов, дышащих на ладан сельских школ, больниц и медпунктов.

Робкие попытки взяться за развитие регионов были, но быстро сошли на нет. В последний раз 7 лет тому назад было даже создано Министерство регионального развития в качестве центрального исполнительного органа, осуществляющего межотраслевую и межрегиональную координацию в области формирования и реализации государственной политики в сфере регионального развития, поддержки предпринимательства, в том числе координации деятельности социально-предпринимательских корпораций. Возглавил его нынешний алматинский аким Бакытжан Сагинтаев, да еще и в ранге первого вице-премьера. 

В состав нового министерства вошли агентства по земельным ресурсам и строительству, комитет по развитию предпринимательства, ему же было передано жилищно-коммунальное хозяйство. Тогда с высоких трибун немало говорилось об увеличении полномочий региональных органов власти, так как вся работа по управлению должна была перейти непосредственно в регионы, о том, что необходимо выравнивать уровень жизни по стране и консолидировать региональные ресурсы в рамках ее единой стратегии развития.

Увы, спустя короткое время – в августе 2014 года – Министерство регионального развития было упразднено! Его полномочия были переданы Министерству национальной экономики на уровне комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами. Что из этого вышло, уже известно. Неудивительно, что теперь депутаты Мажилиса вновь ставят вопрос о создании министерства регионального развития, ссылаясь на рекомендацию Счетного комитета.

При этом в Мажилисе в качестве другого аргумента называют унитарное устройство нашего государства, в котором граждане имеют право на получение всех услуг и прав в объеме, гарантированном Конституцией, независимо от того, в каком регионе они живут. Речь идет об обеспеченности услугами образования, здравоохранения, питьевой водой, дорожной и прочей инфраструктурой. 

Как бы то ни было, получается палка о двух концах: сейчас правительству из центра не по силам заниматься региональным развитием, а местные акиматы тоже не могут решать все вопросы в одиночку в каждом отдельно взятом регионе. Но и ждать у моря бюрократической погоды, пока будет создано министерство регионального развития, вряд ли стоит! Известно же, что чиновники в первую очередь займутся написанием госпрограмм и выбиванием под них бюджетных средств, тогда как реальные проблемы и живые люди будут для них на втором плане. А действовать нужно уже сегодня, не теряя времени, – ведь на юге страны уже надвигается посевная, и селянам скоро некогда будет обсуждать реформы. 

Поэтому на данный момент вполне реальный для нынешнего правительства вариант решения проблемы – это акцент на развитии районного и поселкового уровня управления в регионах, укрепление райцентров и опорных сел, наиболее приближенных к глубинке. Ведь при наших расстояниях даже из областного центра, не говоря уже о столице, практически нереально эффективно и повседневно управлять делами в отдаленных местах. А управлять надо, чтобы жизнь местных жителей не оказалась под пятой криминала и религиозных экстремистов, – ведь власть, как и природа, не терпит пустоты! На кого делать ставку государству, тоже понятно, – это акимы-хозяйственники, выросшие на земле, и крепкие крестьяне, все еще работающие на ней и любящие ее. 

И задачи, ставящиеся перед ними, тоже должны быть реальными, простыми и понятными. В первую очередь обеспечить местных жителей качественными и недорогими продуктами питания, достойным жильем, социальной инфраструктурой и благополучной экологией. Потом на этой базе развивать сельский, экологический и этнический туризм, привлекая к себе горожан на активный отдых, включая популярный издавна на юге «масак» – уборка того, что осталось на полях и в садах после основного сбора урожая.

А уж затем можно говорить об увеличении поставок этих продуктов в другие регионы и даже за рубеж, благо, международный транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай» проходит через ту же Жамбылскую область и Кордайский район. Там еще естественным образом возникнет тема привлечения иностранных инвесторов, передовых зарубежных технологий, но главное будет уже сделано – земля получит настоящих хозяев и умных управленцев. А земля в тех краях хорошая – даже чернозем есть местами!


Тулеген АСКАРОВ

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2020 © Деловой Казахстан. 16+

Сайт разработан веб-студией A-Lux