Воистину сказано: по окончании реформ образования у нас можно будет проводить какие угодно реформы – все равно уже никто ничего не поймет.
В конце 2019 года мы с горестью узнали, что наши школьники показали крайне слабые результаты по тестированию PISA. Эта программа по оценке знаний проводится раз в три года и включает в себя тесты в области чтения, математики, естественных наук у подростков 15-16 лет в 79 странах – всего около 600 тысяч школьников мира.
Участниками PISA являются члены Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), а также еще 42 страны-добровольца. ОЭСР организует результаты таким образом, чтобы они давали представление о молодом поколении каждой конкретной страны.
Итак, что мы имеем? Средний балл Казахстана по читательской грамотности составил 387 баллов, математической грамотности – 423 балла и естественнонаучной грамотности – 397 баллов. Для сравнения показатели КНР – 555, 591, 590 (Китай вообще лидирует в тестировании, на втором месте Сингапур, на 3-м Макао), показатели России – 479, 488, 478 баллов (Россия занимает 30 место), показатели Эстонии – 523, 523, 530, Эстония занимает первое место в Европе и пятое в мире. О системе образования в этой стране – чуть ниже.
Что означают плачевные результаты наших подростков? Это означает то, что завтра они не смогут составить конкуренцию своим ровесникам из Канады, США, Германии, России, Китая, Венгрии, Эстонии, Беларуси и так далее.
Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов отреагировал на происшедшее спокойно в Фейсбуке: «Несмотря на низкие результаты наших детей, призываю не делать поспешных выводов, ведь за этими результатами стоит очень много факторов». Далее приводится ряд этих «факторов»: это и компьютерный формат тестов, который стал для казахстанских детей «первым опытом», и участие в PISA-2018 учащихся, «которые еще не успели перейти на обновленное содержание образования», и другие моменты. В конце своего поста чиновник все же признал: «Проблемы есть, и они очень серьезные. Результаты еще раз дали ответ на вопрос: нужны ли изменения в школьном образовании, очевидно, что да».
Понимаете? Нас опять ждут «изменения в школьном образовании». И проводить их будет, скорее всего, 22-й по счету министр образования и науки за 30-летнюю историю страны…
Еще более страшные результаты показало другое тестирование – PIAAC, так называемое «PISA для взрослых». Это исследование оценивает навыки людей в возрасте 16-65 лет по читательской, математической грамотности и решению цифровых задач. Казахстан впервые участвовал в исследовании, и взрослое население показало хорошие навыки, не уступающие той же Испании или Франции. Но! Согласно статистике, пик развития навыков человека приходится на период от 25 до 34 лет, а в Казахстане все наоборот. Навыки молодежи (25-34 лет) соответствуют или часто ниже навыков более старшего поколения (55-65 лет).
Это говорит о том, что, во-первых, на арену вышло пресловутое «поколение 90-х», не получившее должного образования вследствие жуткого бардака на территории бывшего СССР. И, во-вторых, о том, что качество вузовского образования у нас ниже всякой критики – недаром же казахстанские институты и университеты ни разу не попали даже в первые сотни мировых рейтингов.
При всем этом мне кажется, что проблемы у нас более системные, чем компьютерный формат тестов или «обновленное содержание образования». И ни один министр, какой бы хороший он ни был, ничего не изменит.
Дело в том, что экономика Казахстана не предъявляет спроса на качественное образование по большинству специальностям. Отсюда и скудость средств, отпускаемых на образование. Если развитые страны тратят на это дело около 6% от ВВП (а Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания – вообще больше 7%), то мы расходуем не более 3,52% (данные 2018 года).
Как следствие, качество школьного образования катастрофически снижается. Из-за нехватки квалифицированных учителей, из-за переполненности школ в городах и малокомплектных школ в аулах, из-за устаревших подходов к управлению образованием, из-за закостенелости дидактики и т.д.
Вот пример. Знают ли наши школьные учителя о таких методах, как «проблемное обучение», «проектное обучение», «цифровое обучение», «обучение жизненным навыкам»? Между тем эти и другие современные подходы запросто применяются в эстонских школах. Проблемное обучение – это когда вместо готовых знаний учитель предлагает ученикам вместе поставить проблему и решить ее, чтобы прийти к этим знаниям. Проектное обучение подразумевает, что ученики в одиночку или группами осуществляют разные проекты, часто на стыке разных дисциплин. Цифровое обучение включает и компьютерную грамотность, и сочетание обычной учебы с учебой в интернете. Обучение жизненным навыкам практикуется в младших классах.
Разумеется, применение этих и других инструментов предполагает высокую квалификацию учителя. Высокий уровень преподавателей – важнейшая составляющая успеха эстонской школы. Набирать же и удерживать в школе молодых педагогов-энтузиастов помогает зарплата. Знаете, сколько в среднем получает учитель в Эстонии? Во втором квартале 2019 года зарплата школьного учителя составила до вычета налогов 1513 евро (примерно 636 тыс. тенге) – это больше средней зарплаты по стране. Средняя зарплата воспитателя в детском саду – 1145 евро. Одним словом, власти Эстонии уже 30 лет активно вкладывают деньги в собственное (!) развитие, чтобы обеспечить себе лучшее будущее. Согласитесь, на этом фоне повышение нищенских окладов казахстанских учителей на 25% – горькие слезы…
Под конец расскажу вам одну историческую байку, которую нам не раз доводилось слышать в годы учебы в педагогическом вузе. Говорят, как-то в Политбюро ЦК ВКП(б) при Сталине шло обсуждение, каким должно быть образование в СССР. Докладчик, зам. наркома просвещения Глеб Кржижановский, представил свой план развития школ, требующий колоссальных средств. Один из членов Политбюро воскликнул: «Но товарищ Сталин, тогда мы, получается, будем готовить аристократов?!». На что Сталин ответил: «Ну что ж, давайте готовить аристократов».
Мы знаем, к какому итогу привело вложение денег в школы и вузы СССР. Через 20 лет в стране была передовая фундаментальная и прикладная наука, ядерные и космические технологии, лучшая в мире медицина. Так же мощно вкладываются в образование своих детей сегодня все передовые страны мира. Они растят «аристократов».
Андрей ЗУБОВ