«Если не хватает мозгов, платите штрафы…»

6646



Начало 2020 года ознаменовалось для жителей единственного мегаполиса в Казахстане страшной новостью: заработали видеокамеры «Сергек». Причем заработали в прямом смысле: в Алматы за первые восемь дней приборы зафиксировали нарушений на 42 миллиона тенге.

Первыми, как водится, возопили самураи из Фейсбука. «Непрозрачный механизм с малопонятными KPI, который приведет только к пополнению бюджета города и частной компании, но не к снижению ДТП», «Долой «Сергек» – шайтанское изобретение капиталистов-паразитов!» и так далее. И мало кто вспомнил о шокирующих цифрах: за 2019 год в Алматы в автокатастрофах погибло 145 человек, всего же за год в городе произошло больше 20000 аварий – по 50 с лишним в день! 

Странно, что сограждане в большинстве своем не осознают простой вещи. Видеокамеры (какими бы умными они ни были) – всего лишь бездушные и беспристрастные механизмы, отражающие наше бескультурье. Почему-то вдруг почти все кинулись устанавливать какие-то «антисергеки» вместо того, чтобы озаботиться пересмотром своего собственного поведения на дороге.

Мне вообще кажется, что паникуют по поводу «Сергеков» люди, живущие по принципу «Хочу, чтобы у меня все было, и мне за это ничего не было». Это те индивидуумы, которые одновременно требуют и демократию, и жёсткую руку; и социальную справедливость, и рыночные отношения; и чревоугодие, и спортивную фигуру; и особых прав для себя, и суровую кару для других…     

Признаюсь совершенно без скромности: для меня абсолютно без разницы, есть «Сергеки» на трассах или нет. Я давным-давно понял, что дорожные правила написаны кровью, и стараюсь их не нарушать. Справедливости ради нужно сказать, что так же считают тысячи других алматинцев. Но все равно нас меньшинство. Подавляющая масса водителей озабочена тем, как обмануть камеру. 

«Все же просто очень. Если есть машина, не нарушай. Если нарушаешь – плати! Не умеешь не нарушать и не хочешь платить, продай машину и ходи пешком! – пишет пользовательница ФБ. – Я как водитель с 18-летним стажем за «Сергек»! Может, машин меньше станет и воздух чище?». 

«У меня фантастические пожелания. Научите водителей банальной культуре вождения. Люди, пользуйтесь сигналами поворота, пользуйтесь перед маневром, а не во время или после его; проезжайте сужение дороги по очереди, уступайте дорогу тем, кто оказался в затруднительном положении, и думайте, наконец, думайте, люди!» – восклицает другой горожанин.

«Идиотов на дороге очень много, – переживает третий завсегдатай Сети. – И последствия их «ездючности» ужасны. Почему бы просто не соблюдать ПДД? Вот такой посыл должен быть, а не лозунги «Долой «Сергек!». Если мозгов не хватает, то платите штрафы». Этот призыв мне так понравился, что я поставил его в заголовок материала. 

Что касается денег, получаемых от штрафов, то тут нужно учитывать два важных момента. Первый: нужна строгая и точная отчетность о том, куда израсходованы средства, поступающие в бюджет с помощью камер «Сергек». Полагаю, городские власти это прекрасно понимают и готовы к открытости. Второй момент заключается в том, что суммы от штрафов не дают прироста в экономике города, поскольку это деньги обычных налогоплательщиков. Идет простое, без затей, перекладывание средств из частного кармана в государственный для латания наших бесконечных дыр. Эти деньги не могут заменить инвестиций и серьезной работы по улучшению инфраструктуры Алматы. 

И по поводу «драконовских» размеров штрафов тоже хочу возразить. В большинстве стран мира наказания за водительские нарушения во многом больше наших. Так, в Швейцарии с 2013 года за превышение скорости отправляют за решетку. Минимальный срок составляет 1 год, максимальный – 4 года. В Австралии, если разрешенная скорость будет превышена в 3 раза, автомобиль конфискуют и отправляют под пресс. Там же за разговор по телефону за рулем полагается наказание до 200 австралийских долларов за первое нарушение, а если подобное повторится второй раз, то водитель лишается свободы на 2 года.

В Саудовской Аравии за опасную езду нарушитель заплатит 400 долларов США, получит 20 ударов палкой и на 20 дней попадет в тюрьму. В КНР за проезд на красный свет, превышение скорости, вождение в пьяном виде нарушитель может получить пожизненное заключение. За ДТП, которое привело к летальному исходу, китайский водитель может сам быть казненным… 

Что характерно, во многих странах (например, в ФРГ) большие штрафы и формируют культуру. Возьмем такую мелочь – никто в Германии не выедет на загруженный перекресток. В Казахстане это сплошь и рядом. Соответственно образуются пробки на пустом месте. 

Разумеется, одними «Сергеками» народ не воспитаешь. Нужно сделать так, чтобы нарушать правила было не только невыгодно, но и вообще невозможно. Помнится, в бытность акимом г-на Байбека в Алматы было объявлено о переходе к программе Vision Zero. Байбек ушел на партийные нивы, и программа, похоже, тихонько загнулась. А жаль.

Давайте вспомним, что предполагалось по плану Vision Zero. Первое: ограничение скорости в центре города до 40 км/час. Сделано? Отнюдь не везде. Второе: строительство новых велодорожек. Строятся они? Строятся, но на окраинах. Третье: установка барьеров, отделяющих велодорожки от проезжей части. Выполнено? И не думали. Четвертое: увеличение числа пешеходных улиц. Заглохло. Пятое: внедрение одностороннего движения. Здесь что-то потихоньку двигается. Шестое: создание «для успокоения движения» разных препятствий (горловин, шлюзов, остановочных выступов, искусственных неровностей, боллардов, выступов тротуаров). Не выполняется. Седьмое: сокращение количества отвлекающих и ослепляющих реклам, LED-экранов. В этом пункте все идет с точностью до наоборот. Восьмое: интеллектуальное управление транспортной системой. Я слышу об этом уже лет двадцать, и что? Девятое: расширение полосы для общественного транспорта до 3 м за счет сужения полос для частных авто до 2,7 м. Без комментариев. Десятое: пересмотр схемы маршрутов общественного транспорта с учетом пассажиропотока. Нет, нет и нет. В Алматы есть много улиц, где не ступало колесо автобуса. 

Как видим, по программе Vision Zero ничего не делается от слова «совсем». А между тем в Стокгольме, где придумали эту программу, результаты потрясающие. Тамошние дороги стали самыми безопасными в ЕС. Если в 1999 году в Швеции каждый год на дорогах гибло более 500 человек, то в 2017 году в результате ДТП эта цифра сократилась более чем вдвое. Я думаю, что это стало возможным из-за преемственности во внутренней политике. Полагаю, что в Стокгольме вновь избранный мэр не отменяет решений своего предшественника, а продолжает воплощать их в жизнь. Потому что эти решения умные, справедливые, честные.


Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -