На казахстанском рынке грузоперевозок становится тесно: за последние два месяца больше 10 крупных российских и белорусских автопарков «переехали» в РК. Местные игроки уже заметили усиление конкуренции: 40% из них столкнулись со снижением количества заказов и падением ставок. Что в этой ситуации могут предпринять местные грузоперевозчики и как им сохранить рентабельность бизнеса, рассказывает Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной Биржи грузоперевозок ATI.SU, передает Деловой Казахстан.
В середине мая мы провели опрос казахстанских грузоперевозчиков. Более 40% из них отметили значительное уменьшение количества заказов и падение ставок, что негативно сказалось на их бизнесе. 20% респондентов признались, что им трудно конкурировать с российскими перевозчиками, в первую очередь, из-за устаревшего автопарка. При этом возможности обновлять транспорт у них нет, надежда только на государственную поддержку.
Государство, впрочем, понимает важность развития сферы грузоперевозок, особенно в свете последних событий. Роль Казахстана в логистических цепочках резко выросла, по территории РК проходят альтернативные маршруты по направлению Китай — Европа. Одним из способов повысить эффективность транспортно-логистических процессов, обсуждаемых сегодня на правительственном уровне, является формирование экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза. Сама идея возникла еще в сентябре 2021 года на очередном Совете ЕАЭС, и сегодня обсуждается создание витрины национальных сервисов, которые войдут в эту экосистему.
Что это значит? Решение экономических проблем переходит из аналоговой плоскости в цифровую. Классические способы оптимизации бизнеса все чаще заменяют на цифровые инструменты. Одно не исключает другое, но цифровизация различных процессов часто дает большую эффективность, чем традиционные способы снижения издержек.
Речь не идет о дорогостоящих проектах и сложных технологиях, хотя рано или поздно на рынок грузоперевозок придут и голосовые помощники, и цифровые двойники, и автономный транспорт на основе компьютерного зрения. Но до этого светлого будущего нужно дожить — сохранив бизнес.
Сейчас, когда речь идет о выживании, нужно использовать простые, но действенные инструменты из категории базовой автоматизации. К сожалению, уровень оцифровки ключевых процессов у казахстанских перевозчиков пока низкий — в отличие от пришедших на рынок российских компаний..
Посмотрим, какие задачи сегодня наиболее актуальны для участников рынка грузоперевозок и как их можно решить с помощью современных цифровых сервисов. Кстати, оптимизировать процессы важно не только транспортным компаниям, но и заказчикам. Приведенные примеры могут брать на вооружение компании из разных отраслей, активно привлекающие сторонних подрядчиков для организации логистики.
1. Увеличение количества заявок
Различные агрегаторы, ИТ-платформы и биржи грузоперевозок объединяют на своей площадке грузоотправителей, экспедиторов и перевозчиков. Владельцы грузов публикуют заказ и выбирают среди откликнувшихся исполнителей подходящий для себя вариант — как по цене, так и по ряду других факторов. Такая консолидация на открытых площадках позволяет перейти от работы с ограниченным кругом контрагентов к более широкому рынку. Таким образом, грузоперевозчики получают доступ к большому количеству заказов.
2. Повышение рентабельности грузоперевозок
Цифровые сервисы исключают из цепочки посредников, которые «берут» заказ у грузовладельца и перепоручают его реальному перевозчику. На платформах регистрируются грузоотправители и компании, обладающие парком автомобилей. Сервис проверяет своих пользователей на соответствие заявленным параметрам.
В среднем по рынку посредники забирают порядка 20% стоимости каждого заказа. Заключенная напрямую сделка оказывается более выгодной как для компании-отправителя, так и для исполнителя.
3. Снижение издержек
В этом помогает автоматизация рутинных операций. Это простые действия, на которые штат сотрудников тратит львиную долю рабочего времени. Например, в цифровых сервисах грузоотправители могут автоматически назначать подрядчика исходя из заранее определенных критериев, а исполнители — откликаться на опубликованные заказы. В этом случае не нужно вручную выбирать партнера, сверяя предложенные каждым участников торгов условия — назначенный исполнитель будет соответствовать нужным параметрам.
Еще одна «точка оптимизации» — документооборот. На оформление различных бумаг логисты тратят 50-70% рабочего дня. Сегодня есть возможности для частичного перехода на электронный документооборот с помощью государственных платформ. Так, логистические предприятия Казахстана могут обмениваться цифровыми счетами-фактурами и актами выполненных работ. С начала этого года введены электронные сопроводительные накладные, обязательные для компаний, работающих со странами ЕАЭС.
Переход на ЭДО, кстати, поможет снизить издержки на расходные материалы: в связи с ростом инфляции и дефицитом бумаги для принтера расходы на них существенно выросли.
4. Уменьшение рисков
На рынке еще бывают случаи мошенничества: исполнитель исчезает с предоплатой, не выполнив заказ, «теряет» или портит груз. А грузовладельцы затягивают с оплатой или вовсе отказываются платить из-за необоснованных претензий или несостоятельности. Современные цифровые сервисы подтверждают добросовестность контрагентов: на открытых площадках компании обмениваются отзывами и рекомендациями, а каждый участник имеет рейтинг. Это позволяет снизить риски мошенничества или неисполнения взятых обязательств практически до нуля.
Доступная цифровизация
Повысить конкурентоспособность компании на рынке поможет перевод на цифровые рельсы, и в первую очередь — автоматизация базовых процессов и использование цифровых сервисов для работы с контрагентами.
Необходимость создания национальных цифровых сервисов признают и на государственном уровне, и единая витрина таких инструментов несомненно появится. Но использовать подобные решения можно уже сейчас — они есть на рынке. Для этого не нужно запускать собственные проекты по автоматизации или внедрять системы на уровне предприятия. Нужно подключиться к работающему сервису и начать использовать все его возможности.